Галина Сорокина
Игры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием в физическом развитии, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы, у таких детей замедлена моторика речи, наблюдается недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы, координации движений, зачастую, им присущи недостаточная коммуникативная активность, слабо выраженные двигательные умения и навыки, за счет сниженной умственной работоспособности у детей затрудняется формирование познавательного опыта. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти.
Публикация «Игры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм является включение в организацию коррекционно – развивающей деятельности современных здоровьесберегающих технологий.
Целью проведения динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и упражнений, коррекционных упражнений является повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха перед занятиями, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.
Примерные упражнения для гимнастики после сна
Дозировка для детей 3-5 лет – 4-5 раз, для детей 5-7 лет – 6-8 раз.
1. Лежа в постели одновременно приподнять и вытянуть правые руку и ногу соответственно запястьем и пяткой вперед, затем, расслабившись, уронить их. Тоже движение сделать левой рукой и ногой. Затем напрячь одновременно обе руки и ноги и, расслабив уронить их. Повторить 3-5 раз.
2. Лежа в постели опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
«Жуки». ИП – лежа на спине, руки вдоль туловища. Махи руками и ногами одновременно.
«Потягивание». ИП – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх и потянуться, возврат в ИП.
«Рыбка». ИП – лежа на животе, руки перед собой согнуты в локтях. Прогнуться, ступней стараться достать до головы, возврат в ИП.
«Велосипед». ИП - лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища. Ногами имитировать езду на велосипеде.
«Качели». ИП - лежа на животе, руками взяться за щиколотки ног. Покачиваться на животе вперед и назад.
«Лодочка». ИП - лежа на животе, руки перед собой. Руки вытянуть вперед, ноги вместе поднять от постели. Покачиваться вперед и назад.
ИП - лежа на животе, руки перед собой. Руки вытянуть вперед, слегка прогнуться назад, хлопок перед собой, не опуская рук, возврат в ИП.
Массаж стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы к коленному суставу.
Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения -
2-4 минуты.
Упражнение на релаксацию «Спинка отдыхает»
Хватит спинку качать,
Надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть крива
Великаны и гномы
Дети выстраиваются в колонну по одному. На сигнал «Великаны» дети идут на носочках, подняв руки вверх, затем обычным шагом; на сигнал «Гномы» - в полуприседе, который сменяет обычная ходьба.
«Это что за маскарад…»
Это что за маскарад,
И зверей, и птиц парад?
Ничего не разберешь:
Где тут белка? Где тут еж?
Приготовься, посмотри.
Волшебная фигура,
На месте замри!
«Удержи кольцо»
Дети врассыпную ходят лицом или
спиной вперед приставным шагами подпрыгивают, пробегают, стараясь
не столкнуться друг с другом уронить кольцо, надетое на голову.
Выигрывает тот, кто дольше всех
удержит кольцо на голове.
«Веселые медвежата»
Дети делятся на две команды и выстраиваются на линии старта, сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу педагога первые игроки начинают двигаться на ягодицах вперед и возвращаются обратно, передав
эстафету партнеру по команде.
Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
«Мыльные пузыри»
Участники игры делятся на пары, встают спиной друг другу, локти в «замок» - это «пузырьки». Под музыку «пузырьки» легко передвигаются по залу, стараясь не соприкасаться с другими парами. Если «пузырьки» сталкиваются, то оба «лопаются», а пары выходят из игры. Побеждает единственный «пузырек», избежавший столкновений и не «лопнувший».
«Ловкие ноги»
Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывая его в сторону, передавая следующему игроку.
«Скоморохи»
Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. Задание выполняется по сигналу в течение 20-30 сек. (игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу).