Кравцова Евгения Михайловна
Индивидуальный маршрут развития ребенка ОВЗ в рамках коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный маршрут развития
___
в рамках коррекционно-развивающей деятельности
педагога-психолога по направлению :
«Формирование зрительно-моторной координации, развитие познавательной активности, предпосылок учебной деятельности»
1. Пояснительная записка
Индивидуальный маршрут развития разработан в соответствии с действующим законодательством на основании следующими документами:
• АООП ДО детей с НОДА
Публикация «Индивидуальный маршрут развития ребенка ОВЗ в рамках коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• ИПРА ребенка
• Заключения ПМПК
При составлении маршрута учитывались результат обследования ребёнка (наблюдение в группе, наблюдение за общением «мама-папа-ребёнок», диагностические задания, беседа с специалистами, работающими с ребёнком, беседа с ребенком)
Цель – повышение уровня общего развития ребенка через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка- инвалида, обеспечение его психологической безопасности.
3. Развитие познавательной деятельности, развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.
4. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивной социализации, амплификации личностного развития.
5. Организация комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальных психолого-педагогических технологий в соответствии с особыми образовательными потребностями и зонами ближайшего и перспективного развития. ребенка-инвалида
6. Сенсорно-моторное развитие, развитие зрительно-моторной координации;
7. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль.
8. Отработка навыка мышечного расслабления, релаксации;
Этапы работы по реализации маршрута :
1. Организационно-методический этап.
Включает определение направления индивидуального маршрута развития психолого-педагогического сопровождения по рекомендации ТППК.
2. Диагностический этап. Проведение входной (в начале года) индивидуальной диагностики, сбор анамнестических данных.
3. Коррекционно– развивающий этап. Индивидуальные и/или групповые занятия, беседы, совместная работа с другими специалистами ДОУ, работающими с данным ребенком
4. Диагностический этап (при необходимости, промежуточный, в декабре согласно ИОМ). Индивидуальная диагностика формирования компетенций.
5. Организационно-методический этап (корректировочный, при необходимости) Внесение изменений в вариативную часть программы.
6. Коррекционно– развивающий этап. Индивидуальные занятия.
7. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. Диагностическое обследование ребенка.
Планируемые результаты:
1. Повышение познавательной активности,
2. Улучшение показателей развитияпсихических процессов.
3. Уменьшение признаков агрессии (косвенной, снижение показателей тревожности.
Структура коррекционно-развивающих занятий :
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент- настроить ребенка на совместную работу, установить контакт с ним.
Основные процедуры работы:
• Приветствие
• Игры на развитие навыков общения.
2 часть. Основная.
В нее входят: игры, задания, упражнения,
Основные процедуры:
• Игры
• Задания
• Упражнения
• Совместная деятельность.
3 часть. Заключительная. Ритуал прощания.
Основной целью этой части занятия является создание чувства сплоченность ребенка и взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.
Приемы, используемые на занятиях:
- разминка (пальчиковые игры, кинезиологические упражнения); (Приложение)
- рассматривание рисунков, предметов;
- упражнения подражательного, творческого характера;
- конструирование;
- игровые ситуации; создание проблемных ситуаций
- заучивание стихотворений, потешек и т. д
Предложенные занятия позволяют научить детей:
а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении мелких и крупных движений, выполнять целенаправленные действия руками;
б) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;
в) узнавать и называть эталоны, выделять эталон из множества;
г) соотносить эталон с признаком предмета;
д) определять последовательность событий;
е) ориентироваться в пространстве и др:
Занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю.
Продолжительностью в соответствии с возрастными нормами и недельной нагрузкойребенка 20 – 30 мин. (На продолжительность занятия так же влияет психоэмоциональное состояние ребенка. Нельзя продолжать занятие, если у ребёнка плохое самочувствие, яркие проявления агрессии или тревожности.)
Во время занятий создаются игровые ситуации, что повышает их мотивацию. Тем самым достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития
В случае длительного отсутствия ребенка, на первом занятии после отсутствия необходимо убедиться, что пройденный материал усвоен и проработать с ребенком повторно пройденный материал, если его усвоение не подтвердилось.
Еженедельно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по ФК, музыкальным руководителем, воспитателем обсуждать достижения каждого ребенка, согласовывать совместный план действий по преодолению трудностей освоения адаптированной основной образовательной программы.
Обязательно на занятии присутствует психогимнастика и упражнения на релаксацию. Психогимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, раскрепощённости.
Основные задачи релаксации - это:
• снять усталость и напряжение;
• внести эмоциональный заряд;
• совершенствовать общую моторику;
• выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения релаксации естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, активизируется имеющийся словарный запас.
2. Тематическое планирование.
Структура плана
Маршрут разделена на четыре этапа:
1. Развитие когнитивной сферы : внимание (8 занятий)
2. Развитие когнитивной сферы : память (12 занятий)
3. Развитие когнитивной сферы : мышление (18 занятий)
4. Развитие социально-эмоционально-волевой сферы: (16 занятий)
Итого: 56 занятий
Тема
№ занятия Содержание Методическое обеспечение Примечание
Раздел 1. Развитие внимания
Сентябрь
(2неделя)
№1-2.
Развитие внимания Диагностика свойств внимания. 1.«Проставь значки».
2. Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики («колечко», "улыбка")
3. Релаксация «Сухой душ»
Сентябрь
(3неделя)
№3-4. Развитие внимания
Развитие способности к переключению внимания, развитие внимательности, быстроты распределения внимания, расширение кругозора и познавательной активности|, тонкой моторики рук, закрепление количественного счета. 1. Комплекс упражнений по развитию объема и распределения внимания через психогимнастические упражнения («колечко», «улыбка», «кулак-ребро-ладонь»).
2. Список слов, обозначающих животных и растения. Бубен.
3. Игры на сенсорном столе.
4. Релаксация «Сухой душ»
Сентябрь
(4неделя)
№5-6. Развитие внимания
Развитие концентрации внимания, тонкой моторики рук, развитие фонематического слуха. 1. Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос»)
2. Две пары картинок, содержащих по 4-5 различий;
3. Релаксация «Прогулка в осенний лес»
Октябрь
(1неделя)
№7-8. Развитие внимания
Развитие объема внимания, расширение кругозора и познавательной активности, тонкой моторики рук, закрепление количественного счета 1. Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка», «замок»).
2. Комплекс упражнений по развитию наблюдательности
(игра «В гостях у кота Мурзика»).
3. Итоговая диагностика по развитию свойств внимания
М. «Проставь значки».
4. Релаксация «Облака»
Раздел 2. Развитие памяти
Октябрь
(2неделя)
№ 9-10
Развитие памяти Диагностика ведущего типа памяти 1. Выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти.
2. Психогимнастика. Упр-е «Пальчики здороваются»
3. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения).
3. Релаксация «Облака».
Октябрь
(3 неделя)
№11-12
Развитие памяти Развитие зрительной памяти и зрительного восприятия
Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания. Развитие слуховой памяти, слухового восприятия. 1. Психогимнастика Упр-е «Пальчики здороваются»
2. Кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой).
2. Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу – блоки Дьениша, воссоздание мысленных образов).
3. Релаксация «Кресло».
Октябрь
(4 неделя)
№13-14
Развитие памяти Развитие слуховой памяти, слухового восприятия. смысловой памяти 1. Психогимнастика, Упр-е «Здравствуй» 2. Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и развитию опосредованного произвольного долговременного запоминания (Упр-е"Путешествие по телу"
3. Упр-е «Запомни и повтори» (7 слов; заучивание потешки).
4. Релаксация «Кресло»
Ноябрь
(1 неделя)
№15-16
Развитие памяти Развитие произвольной образной памяти, внимательности, наблюдательности. 1. Психогимнастика Упр-е «Пальчики здороваются»
2. Упр-е"Путешествие по телу" .
3.«Найди такую же»(6 картинок с изображением знакомых предметов,
4. Релаксация
Ноябрь
(2 неделя)
№17-18
Развитие памяти Развитие ассоциативной и логической произвольной образной памяти, внимательности, наблюдательности, логического мышления. 1. Упр-е «Пальчики здороваются»
2. Упражнения по развитию ассоциативной и логической памяти (группировка по смыслу, ассоциации, поиск закономерностей – игры на сенсорном столе).
4. Релаксация
Ноябрь
(3 неделя)
№19-20
Развитие памяти Развитие объема памяти. Знакомство с приемами, помогающими запоминанию (мнемотаблицы). Итоговое занятие по развитию всех видов памяти (диагностика)
Раздел 3. Развитие мышления
Ноябрь
(4 неделя)
№21-22
Развитие мышления Диагностика степени сформированности мыслительных процессов Задания на выделение существенных признаков, сравнение и обобщение понятий, анализ и синтез, конкретизация объектов.
Декабрь
(1 неделя)
№23-24
Развитие мышления Развитие наглядно-действенного мышления, терпения, усидчивости.
Формирование у ребенка положительной мотивации на познавательную деятельность 1. Пальчиковая гимнастика «Стол». «Стул».
2. Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование («Мебель»).
3. Игры в бассейне
Декабрь
(2 неделя)
№25-26
Развитие мышления Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-действенного мышления). 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование из палочек («Елочка»).
3. Игры в бассейне
Декабрь
(3 неделя)
№27-28
Развитие мышления
Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-образного мышления). 1. Пальчиковая гимнастика 2. Кинезиологические упражнения.
3. Разрезные картинки (4 части)
4. Игры в бассейне
Январь
(3 неделя)
№29-30
Развитие мышления Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-образного мышления). 1. Пальчиковая гимнастика 2. Кинезиологические упражнения.
3. Кубики (лото, разрезная картинка). Зад. «Собери картинку»
4. Игры в бассейне
Январь
(4 неделя)
№31-32
Развитие мышления Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (словесно-логического мышления). 1. Пальчиковая гимнастика
2. Кинезиологические упражнения.
3. Изображение нелепиц.
4. Релаксация «Сухой душ»
Февраль
(1 неделя)
№33-34
Развитие мышления Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (словесно-логического мышления). 1. Пальчиковая гимнастика
2. Кинезиологические упражнения.
3 Дид. игра «Часть и целое»
(анализ и синтез).
4. Релаксация «Сухой душ»
Февраль
(2 неделя)
№35-36
Развитие мышления Развитие образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения; внимания. Расширение кругозора. 1. Пальчиковая гимнастика
2. Кинезиологические упражнения.
3. Серия картинок, среди которых каждые три можно объединить в группу по общему признаку.
4. Игры малой подвижности
Февраль
(3 неделя)
№37-38
Развитие мышления Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (словесно-логического мышления).
1. Упр-е «Пальчики здороваются»
2. Упражнения по развитию ассоциативной и логической памяти (группировка по смыслу, ассоциации, поиск закономерностей – игры на сенсорном столе).
4. Игры малой подвижности
Февраль
(4 неделя)
№39-40
Развитие мышления Развитие образно-логического мышления, развитие наблюдательности и внимательности, памяти, речи. Расширение кругозора, познавательной активности. 1. Повторительно-обобщающее занятие по развитию мыслительных процессов
2. Итоговая диагностика
Раздел 4. Развитие социально-эмоциональной сферы
Март
(2 неделя)
№41-42 1. Диагностика личностной сферы (самооценка, уровень тревожности) Методики:
«Паровозик», Тест тревожности М. Дорки.
Март
(3 неделя)
№43-44
«Я и мое имя» 1. Познакомить с тем, что каждый человек имеет имя, которое что-то обозначает, пробудить интерес к собственному имени.
2. Активизировать положительные качества ребенка. 1. Упражнение «Прохлопаем свое имя».
2. Упражнение «Нарисуй свое имя» (в воздухе рукой).
3. Игра «Я знаю 5 имен девочек / мальчиков»
4. Упражнение «Самый …».
Март
(4 неделя)
№45-46
«Я и мое тело»
1. Преодоление замкнутости, пассивности, скованности.
2. Развитие выразительности движений с помощью пантомимики.
1. Упражнение «Добрый клубок».
2. Рассматривание плаката «Строение тела человека»
«Есть ли у человека тело? Где оно? Назови/покажи части тела».
3. Упражнение на двигательную координацию (показать левую, правую руку, ногу; левой рукой взяться за правое ухо и т. д.).
4. Упражнение «Рисование на песке человека».
Апрель
(1 неделя)
№47-48
«Я и мой язык» (движения и жесты в общении) 1. Помочь понять, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
2. Обучение неречевым средствам общения (язык жестов, мимики и пантомимики). 1. Упражнение «Доброе утро».
2. Упр-е «Говорящая рука»
3. Упр-е «Через стекло».
Апрель
(2 неделя)
№49-50
«Я и мои эмоции» 1. Знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также распознавание эмоциональных реакций других людей.
2. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. 1. Упражнение «Имя с движением».
2. Пиктограммы с эмоциями.
3. Игра «Азбука эмоций».
Апрель
(3 неделя)
№51-52
«Я и я» 1. Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, желаниям.
2. Воспитывать умение слушать друг друга, уважительно относиться к себе и другим. 1. Упражнение «Добрый день» (взявшись за руки).
2. Упражнение «Кто я?».
3. Закончить предложение: «Я хочу …», «Я умею …».
4. Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет» с разными чувствами: удивления, грусти, страха, радости.
Апрель
(4 неделя)
№53-54
«Я и моя семья»
1. Осознание отношений внутри семьи.
2. Формирование теплого отношения к ее членам; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи. 1. Упражнение «Эхо».
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий «Моя семья» (использование иллюстраций).
3. Психогимнастика: покажи
- старого дедушку,
- сильного папу,
- трудолюбивого ребенка,
- ласковую маму.
4. Расскажи о любимых занятиях папы, мамы, своем.
5. Покажи любимое блюдо- (мамы, папы, свое) - иллюстрации.
Май
(2 неделя)
№55-56 Итоговая диагностика эмоционально-волевой сферы Методики
«Паровозик»,Тест тревожности М. Дорки.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. /Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -М. :ТЦ Сфера, 2004
2. Алябьева Е. А. /Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2009
3. Давай познакомимся!/Автор-составитель И. А. Пазухина- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
4. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/автор-сост. Е. А. Чевычелова. -Волгогад: Учитель, 2012
5. Башаева Т. В. /Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Жучкова Г. Н. /Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008
7. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. /авт. -сост. М. В. Янчук. -Волгоград: Учитель, 2013
8. Занятия для детей с задержкой психического развития/авт. -сост. Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. - Волгоград: Учитель, 2012
9. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/авт. -сост. М. А. Федосеева. -Волгогарад:Учитель
10. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В, - Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
11. Сиротюк Л. А., - Коррекция развития интеллекта дошкольников. -М. :ТЦ СФЕРА, 2001.
Приложение №1.
Кинезиологическиеупражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Массаж кистей рук, работа с пальцами рук (пальчиковая гимнастика, массажный мячик).
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
"Путешествие по телу" я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Пальчиковая гимнастика "Снеговик"
Раз - рука, два - рука. (Вытянуть вперед одну руку, потом - другую)
Лепим мы снеговика. (Имитировать лепку снежков.)
Три - четыре, три-четыре, (Погладить ладонями шею.)
Нарисуем рот пошире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (Кулачками растереть крылья носа.)
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас. (Приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб.)
Семь и восемь, семь и восемь -
Мы плясать его попросим. (Погладить колени ладошками.)
"Улыбка"- пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
"Хоботок" - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
"Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
"Кулак - ребро - ладонь" - На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
"Лезгинка" - Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
Дыхательные упражнения: (упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка) Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
"Подуем на снежинку" - вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.
"Облако дыхания" - исходное положение - стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот. Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.
Упражнения для релаксации : способствуют расслаблению, снятию напряжения. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) :
"Снеговик" - представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, снимают напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
"Глаз - путешественник" - Развесить в разных углах и по группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.
Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве. Ориентация в пространстве и собственном теле - активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.
Упражнения на развитие формы, цвета, величины.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости) и др.