Меньшикова Людмила Викторовна
Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения
▼ Скачать + Заказать документы
Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития:
– овладение конкретным человеком способами организации своей познавательно-творческой деятельности, развитие ориентаций человека на понимание сути, сущности вещей и деятельности, а не на формализованное усвоение разного набора сведений и знаний («учиться познавать» – информационная и языковая компетентность);
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
– формирование собственных смыслов учения и жизнедеятельности, в том числе профессиональной, на основе согласования этого понимания с программой своей жизни («учиться быть» – личностная компетентность);
– овладение способами успешного решения профессиональных задач в совместном труде, овладение способами толерантного общения с другими людьми («учиться жить» – коммуникативная компетентность);
– развитие через задания на создание продукта, разработку проекта («учиться делать» – предметно-практическая компетентность).
Такое понимание содержания образования неразрывно связано с индивидуализацией. Для того чтобы человек смог прийти к максимуму достижений и одновременно адаптироваться к условиям жизни в меняющемся мире, его необходимо подготовить к самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории, которая может привести к самореализации в профессиональной деятельности, к реализации его творческого потенциала. Индивидуализация – центральный вектор проводимых на протяжении последнего десятилетия основополагающих документах – в Национальной доктрине образования Российской Федерации, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 гг., Национальном проекте «Образование» и его федеральных проектах, Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, профессиональных стандартах педагогов.
Современное образование, таким образом, становится все более
ориентировано на оптимизацию внутренней активности педагога
в его профессиональном развитии. Педагог в такой ситуации должен
овладеть навыком самооценки, умением определять профессиональные затруднения, находить варианты их разрешения. Ведущим путем,
способствующим реализации индивидуальных профессиональных
потребностей и профессиональных дефицитов, является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это документ,
фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в выбранном формате и в установленный разработчиком период.
Посредством индивидуального образовательного маршрута реализуется право на выбор траектории повышения профессионального
мастерства, которая разрабатывается педагогом самостоятельно. Работа в указанном направлении подразумевает ориентацию на новые
дифференцированные уровни квалификации педагога.
Основополагающими моментами индивидуального маршрута развития педагога отмечены, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала.
В соответствии с федеральным проектом «Учитель будущего» для
достижения вхождение Российской Федерации к 2024 году в число
10 ведущих стран мира по качеству общего образования путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций одним из механизмов является создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – Центры, ЦНППМПР). Формируемая сеть ЦНППМПР призвана обеспечить актуализацию профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций педагогических работников; подготовку педагогических работников к использованию новых форм, методов и средств обучения и воспитания, в том числе
разработанных и внедряемых в рамках национального проекта «Образование».
Индивидуальные образовательные программы носят сугубо индивидуальный характер, их содержание и формат реализации определяется в каждом конкретном случае, исходя из целого ряда факторов,
прежде всего, характера профессиональных дефицитов и профессиональных потребностей. Кроме того, немаловажное значение для
определения особенностей разработки и реализации индивидуальных
образовательных программ будет иметь наличие опыта и определенного стажа работы педагога или руководителя, уровень их профессиональной компетентности, конкретные достижения, сильные и слабые стороны, которые можно выделить в профессиональной деятельности, а также индивидуальных личностных характеристик и особенностей. Иными словами, необходимо говорить о двух сторонах развития – личностном и профессиональном.
Личностное развитие предполагает позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий.
Личностное развитие во многом определяется сформированностью гибких компетенций (soft skills, под которыми понимается совокупность неспециализированных (не связанных с конкретной предметной
областью, надпрофессиональных знаний и навыков, позволяющих
успешно решать жизненные и профессиональные задачи.
Гибкие компетенции, в отличие от профессиональных навыков в традиционном, не зависят от специфики конкретной работы, тесно
связаны с личностными качествами и установками (ответственность,
дисциплина, самоменеджмент, т. е. умение управлять собой, а также
социальными навыками (коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление
временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).
Таким образом, индивидуальные образовательные программы, во-первых, носят развивающий характер. Во-вторых, обеспечивают непрерывность
профессионального развития конкретного работника. В-третьих, позволяют осуществлять совершенствование проектно-методического
мастерства, поскольку разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ необходимо рассматривать как проектный
продукт либо самого педагога, либо команды специалистов его сопровождающих. В целом все это способствует повышению уровня
профессионального мастерства, под которым понимается процесс
освоения педагогическими работниками новых знаний, навыков
и компетенций.
Принцип индивидуализации обеспечивается за счет опоры на индивидуальные особенности личностно-профессиональных ресурсов педагогов, выявленных с помощью оценки (личностно-профессиональной диагностики, различных диагностик выявления профессиональных затруднений и потребностей).
Реализация принципа индивидуализации связана с разработкой и прохождением индивидуальной траектории развития профессионального мастерства педагогов их индивидуального маршрута личностного и профессионального роста.
Принцип персонализации опирается не только на учет индивидуальных особенностей личностно - профессиональных ресурсов, но и на
субъективный опыт, собственную позицию и роль, личное отношение, индивидуальный темп и интенсивность рабочей и учебной
нагрузки конкретного педагога.
Принцип целостности означает единство всех составных частей
общего процесса, которое обеспечивается взаимопроникающими связями между составными элементами. Целостность работы по индивидуальному развитию профессионального мастерства педагога обеспечивается за счет интеграции различных структурных компонентов
индивидуальной образовательной программы в единый процесс сопровождения этого развития, в центре которого находится динамика
личностно-профессиональных компетенций конкретного педагога.
Принцип комплексности подразумевает, что в процессе сопровождения развития профессионального мастерства педагогов, происходит
динамика личностно-профессиональных компетенций, которая проявляется как в изменении уровня профессиональной компетентности
в целом, так и ее составляющих знаний, навыков и компетенций. При
этом ключевая роль отводится самому педагогу, его готовности
к обучению, развитию и самоизменениям. Предполагается развитая
субъектная позиция педагогов, которая проявляется в активности,
инициативности, рефлексивности и внутренней мотивации на самоизменения и саморазвитие.
Принцип развития предполагает, что каждое направление программы носит развивающий характер, результатом каждого направления выступает та или иная динамическая характеристика личностно - профессиональных компетенций.
Реализация индивидуальной образовательной программы педагога, обеспечивающей непрерывное развитие его профессионального
мастерства, с учетом обозначенных принципов должна осуществляться в виде индивидуального образовательного маршрута, цель которого – повышение эффективности профессиональной деятельности
через развитие способности к самоанализу и компетентности само-
управления своим личностно - профессиональным развитием, включающего формирование/совершенствование компетенций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, и гибких компетенций.