Наталья Степаненко
Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению.
В начале (сентябрь) и в конце (май) 2017 -2018 и 2018 – 2019 учебного года в подготовительной группе проводилась комплексная диагностика уровня развития познавательных процессов (зрительная и слуховая память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь, мелкая моторика). Для проведения психологической диагностики применялась методика Н. Н Павловой, Л. Г. Руденко.
Публикация «Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
По результатам проведенной диагностики планировалась развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации для родителей и педагогов.
Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в группе. Индивидуальная работа проводилась с детьми, имеющими низкий уровень развития познавательных процессов. Подгрупповая коррекционная работа проводилась с дошкольниками со средним уровнем развития по программе Н. Ю. Куражевой «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников». Данная программа направлена на формирование интеллектуальных умений, на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации.
Подгрупповые занятия проводились с октября по май 1 раз в неделю в групповом помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Длительность занятия – 30 минут. Продолжительность обучения составляет 32 недели.
Каждое проводимое занятие содержало в себе следующие этапы:
• организационный этап (создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей и сплочения группы);
• мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме);
• практический этап (подача новой информации, на основе имеющихся данных, задания на развитие коммуникативных навыков познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
• рефлексивный этап (обобщение полученных знаний; подведение итогов занятия).
Программа реализовалась посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Основной метод воздействия – сказкотерапия в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения.
Каждое занятие было посвящено одной теме (сказка). Тридцать «лесных» коррекционно-развивающих сказок помогли дошкольникам раскрыть пять основных школьных тем: адаптация к школе ( сказки: «Создание лесной школы, «Букет для учителя», «Игры в школе» и т. д); отношения к вещам ( сказки: «Собирание портфеля», «Госпожа Аккуратность», «Жадность»); отношение к урокам ( сказки: «Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец» и др.); отношение к здоровью ( сказки: «Обманный отдых», «Прививка», «Больной друг» и др); школьные конфликты ( сказки: «Ябеда», «Спорщик», «Обида», «Драки» и т. д).
Рассказывая сказку, передавались эмоции и чувства персонажей, основные моменты выделяла соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой. Рассказ сопровождался инсценировкой сюжета. По ходу сказки мною были использованы куклы и от их имени представлялись детям проблемные ситуации. Дети тоже являлись активными слушателями. Они, то придумывали продолжение сказки, то сами пытались разрешить проблемную ситуацию. После прослушивания сказки ребята обсуждали сюжет, проявляя интерес и эмоциональную вовлеченность.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняли различные упражнения и игровые задания.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в игровой форме и была направлена на развитие познавательных психических процессов: памяти («Вежливые слова», «Запоминай-ка», «Угощение»); внимания («Учитель Еж», «Букет», «Лабиринт», «Заколдованный лес», «Правильно – неправильно»); мышления («Профессии», «Школьные правила», «Логический квадрат и т.); воображения («Прогулка по лесу», «Фантазеры», «Мальчики и девочки» и т. д). Все игры и упражнения подобраны в соответствии с темами занятий.
Успех при выполнении коррекционно-развивающих заданий, положительное оценивание достижений каждого ребенка, позитивная эмоциональная атмосфера, создаваемая на этих занятиях, позволяет ребенку укрепить веру в свои силы, почувствовать радость и удовлетворение от выполнения познавательных заданий, это неизбежно приводит к появлению интереса к обучению, потребности в приобретении новых знаний.
Проводимая коррекционно-развивающая работа посредством сюжетно-ролевых игр была направлена на повышение стрессоустойчивости, снижение уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков.
В результате проведения системной коррекционной работы совместно с педагогом-психологом и воспитателями была получена положительная динамика в развитии познавательных процессов у детей подготовительных групп.
Уровень развития нервно-психических процессов у детей подготовительных групп за 2017-18 г и 2018-19 г по результатам коррекционно-развивающей работы
2017-18 г 2018-19 г
сентябрь май сентябрь май
Всего детей
26 человек Всего детей
20 человек
Высокий – 4 чел. (15%) Высокий – 10чел. (38%) Высокий – 3 чел. (15%) Высокий – 10чел. (50%)
Выше среднего – 5 чел. (19%) Выше среднего – 13 чел. (50%) Выше среднего – 5 чел. (25 %) Выше среднего – 7 чел. (35%)
Средний – 15чел. (58%) Средний – 3 чел. (12%) Средний – 9 чел. (45%) Средний – 3 чел. (15%)
Низкий – 2 чел. (8%) Низкий – 0 чел. Низкий – 3 чел. (15%) Низкий – 0 чел.
Положительная динамика 62 % Положительная динамика 65 %
Средний результата за 2 учебных года 63,5 %
Показательным позитивным результатом работы всего учреждения является школьная зрелость детей. Для более эффективного и систематичного отслеживания развития детей и готовности их к обучению в школе по всем компонентам психологической готовности были использованы методики: «Ориентировка в окружающем» опросник Банкова С. А. ; «Изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе» Гинзбург М. Р.
Психологическая диагностика проводилась в мае 2018 года и мае 2019 года в индивидуальной форме.
Результаты диагностики готовности к школьному обучению
за 2017-18 г и 2018-19 г
2017-18 г 2018-19 г
Всего детей – 26 человек Всего детей – 20 человек
Школьно-зрелые – 22 чел. (84%) Школьно-зрелые – 17 чел. (85%)
Средне-зрелые – 4 чел. (16%) Средне-зрелые – 3 чел. (15%)
Незрелые – 0 чел. Незрелые – 0 чел.
Положительная динамика школьно-зрелых с 84 % до 85 %
В целом результат готовности к школе - 100 %
Результаты исследования психолого-педагогической готовности ребенка к обучению показывают, что все воспитанники (100%) готовы к обучению в
школе. Это свидетельствует о хорошей работе педагогов и специалистов ДОУ по интеллектуальному, эмоционально-волевому развитию детей.
Аналитический отчет принят на заседании педагогического совета.