Вагина Наталья
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Светлячок» муниципального образования
город-курорт Анапа
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в дошкольном образовательном учреждении
Подготовила: Воспитатель
Вагина Наталья Николаевна
Начальной образовательной ступенькой в развитии ребенка является дошкольное образовательное учреждение. Этот период является очень важным и благоприятным для развития одаренности. Возраст 5-7 лет - это золотой период по богатству проявлений творчества ребенка. Это пора интенсивного и самостоятельного творчества. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика и исследования, реализуются слабо. В основном это связано с тем, что ориентация в обучении преобладала на "среднего" ребенка, а также недостаточные необходимые знания о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства у педагогов и родителей. Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их потенциальных возможностей, является одной из первых задач современного дошкольного образования. Работу нужно планировать с учетом особенностей проявления одаренности у детей данного возраста
Цель
Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей.
в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:
развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
создание условий для развития творческой личности,развитие индивидуальности одаренного ребенка.
Принципы
К основным принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей, относятся:
принцип развивающего и воспитывающего обучения,
принцип индивидуализации обучения,
принцип учета возрастных возможностей.
Методы
при работе с одаренными детьми необходимо определить какой тип одаренности у ребенка (работа должна быть ориентирована прежде всего на выявление и развитие интеллектуальных, творческих, лидерских способностей);
Задачи
Определить какие задачи работы являются приоритетными:
обучающие, обучающе-развивающие или развивающие; развитие уже высоких способностей или недостаточно развитых способностей (в том числе личностных); психологическая поддержка и даже помощь.
Подходы
Разработано три основных подхода к обучению и развитию одаренных детей:
дидактический, когда обучение строится в направлении расширения и углубления учебного материала
дидактико-психологический, сочетающий высокий уровень предметного обучения
психолого-дидактический, для которого характерно приоритетное использование психологических основ развивающего образования
Нужно помнить о том, что интеллектуальное развитие ребенка проходит определенные закономерные стадии: каждая предыдущая стадия подготавливает последующие
Необходимо поощрять активность ребенка (разумеется, в пределах возможного). Например, поощрять его стремление что-либо разбирать и собирать, открывать и закрывать, ломать и чинить - в процессе такой самостоятельной деятельности ребенок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.
Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество - детское или же совместно с родителями. Надо всячески поощрять ребенка, хвалить его за различные поделки и рисунки.
Подбирать интересную для обоих (родителя и ребенка) интеллектуальную задачу, вместе ее решать, именно в такой совместной деятельности ребенок начинает любить то или иное занятие.
Основные направления работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
I этап – анамнестический – на первой ступени обучения - выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.
организация систематического наблюдения за детьми на занятиях и творческих мероприятиях,
анализ особых успехов и достижений воспитанников
II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка.
По итогам наблюдений и диагностики необходима работа с родителями и привлечение их к работе с детьми. Немаловажной является поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей ребенка, а также его профильная направленность.
На следующем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам. Их задача - сформировать и развить способности детей. .
Вывод
В нашем дошкольном образовательном учреждении эффективно используется взаимодействие педагогического коллектива, семьи ребенка и окружение ребенка в лице его сверстников. Практическая задача педагогов – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одарённых детей
Результатом совместной работы педагога с родителями является понимание того, что таланты и одаренность детей произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.
В развитие одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость. Интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, ребенок. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Воспитание начинается в семье: поэтому семья должна сохранять традиции и коллективно работать на развитие одаренного ребёнка.