Ирина Подойникова
Индивидуальный маршрут для сопровождения ребенка с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели: Подойникова Ирина Михайловна, Андреева Анна Викторовна
Старший воспитатель: Ишмуратова Светлана Викторовна
Ф. И. О: Железовский Владислав Григорьевич
Дата рождения: 07.11.2014 г. р.
Диагноз:
Краткие сведения о ребенке : Воспитывается в полной приемной семье. Рекомендации: лечение и наблюдение у невролога, педиатра. ЛФК.
Публикация «Индивидуальный маршрут для сопровождения ребенка с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Характеристика воспитанника: Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное. Общение со сверстниками на среднем уровне, прекрасно устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Понимает простейшие инструкции, помощь взрослого с удовольствием принимает, сложные инструкции иногда требуют повторения и разъяснения, к результату некритичен.
Темп деятельности равномерный. Объём устойчивой работоспособности достаточен, зависит от уровня сложности заданий.
Навыки самообслуживания недостаточно сформированны: частично раздевается и одевается с помощью взрослого.
Все виды памяти недостаточно развиты.
В развитии восприятия проявляются нестойкие сенсорные образы-восприятия и образы представления о свойствах и качествах предметов (дети употребляют названия сенсорных признаков, но эти названия не соотносятся с реальным свойством предмета). Группировку предметов по образцу с учетом функционального назначения выполняет с помощью взрослого. Обобщающие слова находятся в пассивном словарном запасе, исключение предмета из группы затруднено, поиск решения осуществляется во многих случаях хаотическим способом.
Активное внимание не нарушено, но быстро истощаемо. Переключаемость и распределение внимания характеризуется незавершенностью, отвлекаемостью, снижены распределение внимания и его концентрация.
Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком с помощью взрослого. В процессе активной коммуникации ребенок проявляют интерес к запоминанию стихов, песен, считалок, что заслуженно определяет им место в кругу сверстников.
Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины. Форму и цвет соотносит.
Запас представлений об окружающем ограничен обиходно-бытовой тематикой.
Познавательная активность снижена, истощаема. Ребенок любит играть в одиночестве. Однако он проявляет интерес к совместным играм в небольших группах. Ситуации большого скопления людей, шумные общественные мероприятия вызывают у ребенка раздражение, что приводит к невротическим проявлениям в поведении (крик, плач, непроизвольные движения ногами или руками. Поэтому ребенок проявляют свою готовность лишь к взаимодействию в группах с небольшим количеством детей. Общая координация движений не нарушена.
Волевые установки несформированы.
Речь сформирована.
Психологические особенности ребенка-инвалида
• своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными и сенсорными дефектами:
• неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность);
• выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
• сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
• состояние интеллекта крайне разнообразно : нормальный или близкий к нормальному интеллект, умственная отсталость;
• отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства, что существенно сказывается на восприятии в целом;
• недостаточность пространственных и временных представлений;
• часто выражена недостаточность фонематического восприятия;
• нарушение эмоционально-волевой сферы.
Нарушения личностного развития ребенка – инвалида
• пониженная мотивация к деятельности
Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное воспитание ребенка и реакция родителей на физический дефект.
Ожидаемые результаты:
1. Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.
2. Сотрудничество родителей.
3. Сформированность учебной деятельности.
4. Реальная (адекватная) самооценка.
5. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
Формы и условия работы с ребенком
- Обучение в подготовительной к школе группе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Формы реализации коррекционных задач:
- индивидуальные коррекционные занятия;
- подгрупповые занятия;
- консультации родителей.
Основной целью сопровождения является социальная адаптация ребенка, овладение образовательной программой, развитие и совершенствование навыков общения, навыков самообслуживания, индивидуальная коррекция звукопроизношения, развитие моторики, развитие речи (речевого внимания, фонетического слуха, развитие словарного запаса) и не речевых процессов памяти внимания и мышления.
Ожидание родителей: социальная адаптация, общение со сверстниками, овладение образовательной программой, развитие моторики.
Индивидуальный маршрут рассчитан на 1 год (индивидуальные занятия 3 раза в неделю по 10-15 минут).
Цель: создание условий, способствующих социальной адаптации ребенка, его эмоциональному благополучию; оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Задачи:
- выявить область оказания социальной помощи семье ребенка с ОВЗ;
- выявить личностные особенности ребенка (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
- совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения ребенка с ОВЗ;
- развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
- обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Данный образовательный маршрут разработан в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
- социальная адаптация ребенка;
- создание благоприятной среды для его развития;
-реализация родителями знаний о социально-психолого-педагогическом развитии и воспитания ребенка с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и семьи;
- реализация различных видов социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ.
Особенности реализации индивидуального маршрута :
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Индивидуальный маршрут направлен не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Участники индивидуального маршрута : родители, воспитатели, старший воспитатель, администрация детского сада.
Условия реализации :
- Обязательным является участие родителей.
- Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
- Наличие методического обеспечения (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал и т. д.)
Способы изучения результативности программы:
- Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности.
- Динамическая диагностика.
- Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка.
- Адаптация ребенка в социуме.
Содержание индивидуального маршрута
Структура индивидуального маршрута :
1. Образовательный блок.
2. Социальный блок
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Физическое развитие
1) Усиливается блок по формированию мелкой моторики.
2) Самомассаж.
3) Упражнения на укрепление общей и мелкой моторики.
4) Упражнения на формирование скоординированности движений.
Художественно-эстетическое развитие (по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и детским садом.
Диагностическое направление деятельности
1. Исследование семьи для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.
2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.
3. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
Воспитательное направление деятельности
1. Помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием ребенка
2. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
3. Содействие в социальной адаптации воспитанника (экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях, совместно с родителями).
Консультационное направление деятельности
1. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций.
Социально – правовое направление деятельности
1. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.
2. Оказание социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ семье ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе реализации индивидуального маршрута решаются задачи восполнения пробелов в развитии ребенка, расширение его кругозора, социальная адаптация, включенность в жизнь сада, обогащение чувственного опыта, формирование интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребёнка материале, обогащение словаря, что в совокупности с коррекционными занятиями позволяет достичь положительной динамики в физическом, интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
План коррекционно-развивающей работы воспитателя
I. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Создание эмоционального настроя в группе;
2. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
3. Системность подачи материала;
4. Понимать и выполнять инструкцию педагога.
5. Наглядность обучения;
6. Цикличность построения занятия.
7. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
II. ЭТАП ОСНОВНОЙ.
1. Продолжить работу по познавательной сфере: память внимание мышление восприятие развитие учебных навыков.
2. Продолжить развитие эмоциональной сферы.
• Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
• Снятие телесного и эмоционального напряжения.
• Формирование отношения доверия, умение сотрудничать.
• Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
• Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.
• Развитие самосознания и навыков саморегуляции.
3. Развитие моторики: общая и мелкая, артикуляционная.
4. Развитие связанной речи.
II :ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1. Определение уровня развития ребенка.
2. Определение предпосылок учебной деятельности.
Примечание: Включение (временное, частичное) родителей в образовательный процесс (наблюдение за ребенком во время организованной и самостоятельной деятельности).
К концу года предполагаются следующие достижения ребенка :
1 .Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.
2. Сформированность учебной деятельности.
3. Реальная (адекватная) самооценка
4. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
5. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
Список использованной литературы
1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. - М. : Издательство «Книголюб», 2008.
2. Гербова В. В. ; Занятия по развитию речи с детьми, 2008.-127
3. Грабенко Т. М. ; Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб. : «Детсво- пресс», 2004. - 64с.
4. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95с.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вепаксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2016. – 396с.
6. Управителева Л. В. ; Подготовка к школе в детском саду. -160.
7. Шанина СЛ., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. - М. : РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. - 249 с.