Татьяна Стародумова
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, составляют основу для реализации принципа индивидуализации, а значит для построения индивидуального маршрута его развития.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент), Мастер-класс» размещена в разделах
Но как показывает практика, для нас педагогов все еще остается проблемой обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе, так как индивидуальное общение с каждым ребенком практически невозможно из – за большой наполняемости групп.
В решении данной проблемы нам очень хорошо помогают ФГОС, ведь стандарты предлагают создать ряд условий.
Но сегодня мы остановимся на предметно – пространственной среде, как наиболее доступном и эффективном методе создания социальной ситуации развития.
В своей работе, реализуя принцип индивидуализации, мы используем разнообразные модели, схемы, алгоритмы, центры, экраны. И сейчас я бы хотела поделиться с вами своими изюминками. Между детьми часто возникают ссоры, конфликты по различным причинам, думаю, каждый из вас с этим сталкивается ежедневно, как разрешить ту или иную конфликтную ситуацию? Размышляя над этим, мы решили обратиться к символам, которые бы напоминали детям о единстве их коллектива, о ценности каждого ребенка для коллектива, дружбе. Такими символами стали дерево и личные ладони детей. Таким образом, у нас получилось «Дерево дружбы».
Листья дерева символизируют каждого ребенка в группе как отдельного, ценного и очень значимого человека, само дерево символизирует единство нашей группы. Разрешая ту или иную конфликтную ситуацию, мы всегда обращаемся к данному дереву, произносим волшебные слова «мирилочки». С течением времени, заметили, что конфликтных ситуаций в группе стало возникать гораздо меньше, дети чаще стали разрешать конфликты самостоятельно, без нашего вмешательства.
Еще один момент принципа индивидуализации, оказание недирективной помощи детям. Как помочь ребенку, если он пришел в плохом настроении в детский сад, если он очень стеснителен, или испуган? В данном случае мы используем «Экран настроения».
Использование экрана дает возможность пообщаться с каждым ребенком индивидуально, скорректировать его эмоциональное состояние, так как используется он во время утреннего приема, когда не такое большое количество детей в группе. Следовательно, создать эмоционально благополучную обстановку для каждого ребенка вполне возможно. При оформлении экрана мы так же использовали символы. Так картинки с изображением разных эмоциональных состояний учат детей определять не только свое эмоциональное состояние, но и замечать состояние окружающих. Личные фотографии символизируют каждого ребенка, подчеркивают его индивидуальность. Дом же символизирует надежность, защиту, семью. Таким образом, используя данный экран, мы помогаем ребенку понять, что независимо от того в каком он сегодня пришел настроении, он находится под нашей защитой и мы всегда окажем ему помощь.
А сейчас уважаемые коллеги, я хотела вам предложить обменяться опытом, разделиться на две подгруппы, старший дошкольный возраст и младший дошкольный возраст, и, используя символы, представленные на экране, а так же материал на вашем столе, в соответствии с особенностями вашего возраста оформить и затем презентовать нам схемы, модели или экраны, направленные на оказание недирективной помощи детям, оказание помощи ребенку в выборе деятельности и участников совместной деятельности, в принятии решения, выражении своих чувств и мыслей, поддержке инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Проверка задания.
Семья, как известно, неизменный помощник в воспитании детей. Что и подтверждают стандарты. Работая с детьми из года в год, мы убеждаемся, что использование семейного опыта в организации предметно – развивающей среды, способствующей реализации принципа индивидуализации возможно через проектную деятельность. Общение с семьей через проектную деятельность позволяет ближе узнать индивидуальные особенности ребенка, традиции семьи, особенности воспитания, общения, а, следовательно, помочь в обеспечении эмоционально комфортной, доброжелательной атмосферы в группе, где он сможет проявить себя, выразить свои чувства и мысли.
Одним из таких проектов, которые мы организуем в своей группе, стал «Герб семьи».
Каждая семья, использовала свои символы при создании герба, которые отражали особенности, характер внутрисемейных отношений, привычки, традиции. Данные гербы, мы, конечно же, включили в предметно – пространственную среду группы.
Используя данную встречу, мне бы хотелось предложить вам создать и презентовать герб, который отражал бы особенности вашей подгруппы, ее индивидуальность.
Проверка задания.
Таким образом, можно сделать вывод, что предметно – пространственная среда действительно полностью обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.