Елена Абросимова
Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Коррекционно-образовательная:
Закрепить понятие о механизме образования звука [Л].
Учить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику звуку.
Закрепить навык правильного произношения звука Л в слогах, словосочетаниях.
Коррекционно-развивающая:
Развивать мелкую, артикуляционную моторику.
Развивать психические процессы – память, внимание, зрительное восприятие.
Развивать умение согласовывать существительное с числительным.
Коррекционно-воспитательная:
Публикация «Индивидуальное занятие „Автоматизация звука [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Карточки, артикуляционный профиль- схема звука Л, слова-карточки, зеркало.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки»;
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
«Наказать непослушный язык» - положение языка как при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе снизу вверх, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до5. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает).
«Пощелкай беззвучно» - те же движения языком, как и в упражнении «Лошадка», но беззвучно.
«Пароход гудит» Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Упражнение на развитие правильного речевого выдоха.
Открываем мы глаза,
Вдох — и тянем долго: А-А-А.
___
Утром солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем: О-О-О.
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы.
Ночью смотрим на звезду -Сверху вниз слетает: У-У-У.
Завывает пурга
И не видно ни зги: И-И-И.
___
Объявление темы занятия.
Отгадай загадку:
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (ЛУК)
Какой первый звук в слове ЛУК (Л)
- Назови предметы, изображенные на картинках? (ЛОПАТА, ЛАМПА, ЛОЖКА)
Что общего в этих словах? (начинаются на звук Л)
Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Л.
3. Анализ артикуляции звука Л. (артикул. профиль)
- Чтобы правильно произносить звук Л, что должны делать губы, зубы, язык?
Губы - в легкой улыбке
Зубы - сближены.
Кончик языка - упирается в верхние зубы.
Средняя часть языка и боковые края опущены.
Задняя часть языка поднята.
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Голосовые связки – работают.
-Расскажи по схеме самостоятельно.
-Произнеси звук Л многократно, отрывисто.
-Проверь, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты произносишь звук Л.
4. Автоматизация звука.
1. Запомни и повтори слоги:
АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ БЛА-БЛО-БЛУ
ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ КЛА-КЛО-КЛУ
УЛ-ЫЛ-АЛ-ОЛ ПЛА-ПЛО-ПЛУ
ЫЛ-АЛ-ОЛ-УЛ ЗЛА-ЗЛО-ЗРУ
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л :
ПОЛКА ЯМА
ВОДА СЛАВА
КУПОЛ КОЛОДЕЦ
ЛАМПА АРБУЗ
МОЛОКО ПАЛАТКА
2).Прочитай слова, вставляя пропущенную букву Л:
. ОТО ЯБ. ОКО БУ…ЫЖНИК
. АК КРЫ. О Б…УЗКА
. УПА ПО. КА ГА…КА
. АМА СТО. БИК МЕТ…А
. АДЬЯ КУ. АК К. АСС
. ОКОТЬ КАБ. УК П…ОТ
3) Игра «1-2-5-7-9-10»
Посчитай СТОЛБИКИ.
БЛУЗКА, ЛОКОТЬ.
4) - Скажи, пожалуйста, что находится между яблоком и луком?
- Что находится над яблоком?
- Что находится под луком?
- Что находится над бокалом?
- Что находится под юлой и над вилкой?
- Что находится на нижней полке?
5)Игра «Скажи наоборот». Не забывай отвечать полным предложением, и правильно произносить звук [л].
У березы ствол тонкий, а у дуба….
Заяц трусливый, а лев ….
Суп горячий, а мороженое…
Собака сытая, а волк….
Воздушный шар легкий, а гиря….
Великан сильный, Дюймовочка…
Настенька добрая, а Марфуша…
Уголь чёрный, а мел …
6).Соедини слова-предметы с подходящими по смыслу словами-признаками. Прочитай получившиеся словосочетания
ЛАСКОВОЕ ЯБЛОКО
КРУГЛОЕ СТУЛ
СЛОМАННЫЙ ПАЛОЧКА
ВОЛШЕБНАЯ СОЛНЦЕ
7). Игра «Исправь взрослого»
Из воды потёк шланг.
Михаил ел в шашлыке столовую.
Клава обошла в магазин за маслом.
Луша пошла в школу.
5. Итог.
- Правильное произношение какого звука мы закрепляли на занятии?
-Что должны делать органы артикуляции, чтобы правильно произносить звук Л.
(самостоятельный анализ)