Людмила Макарова
Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: “Звук [С]”.
Цели:
1. Постановка и автоматизация звука [С] .
2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах.
3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи:
Образовательные:
• Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
• Обогащение словаря.
Коррекционные:
• Формирование навыков слогового анализа.
• Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
Публикация «Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• Развитие память, внимание.
• Развитие фонетического слуха.
• Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
• Поддержание интереса к обучению, работе с педагогом.
• Воспитание трудолюбия.
• Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование:
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (слон Семен, горка, карточки с картинками со звуком С, Ш, бутылочка для упражнений на дыхание., домино с картинками на звук С, кубик для артикуляционной гимнастики, дорожка звуков, карточка со звуком С. Картина со словами со звуком С.
Ход занятия:
Организационный момент:
Добрый день, София. Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься. Помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки.
А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (София отвечает, а твое имя? Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
• Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С]. Картинки.
Сыр, шина, стакан, шуба, снеговик, шкаф, сом, шапка.
• Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
А теперь приготовимся к разминке.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Артикуляционная гимнастика
Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения: Кубик с картинками.
Выполняются перед зеркалом. ребенок повторяет движения за педагогом.
• Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
• Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
• Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
• Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляции звуков, настроиться на дальнейшую работу.
• Надуваем щеки
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
• Трубач. Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
• Бутылочка с шариками. Высунуть язык, положить на него трубочку. Дуть, чтобы шарики поднимались вверх.
Постановка звука
Основная часть. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
• Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
• Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
• А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
• Горка. Говорим длинный и короткий звук С.
Произносим слоги су, са, со, сы. Поем первый слог долго, слушаем себя.
Механический способ:
1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
Автоматизация звука
Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления нормального звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
• В слогах
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их. Слон Семён будет слушать тебя.
Повтори:
Са-са-са – какая красота.
Са-са-са-са – какая хитрая лиса.
Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.
Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.
Со-со-со-со – совы катят колесо.
Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.
• В словах
А теперь перейдем к словам. Произноси правильно, не спеши. За каждое правильно сказанное слово, я буду давать тебе фишку.
Сам, сад, салат, салатник, самовар, самолёт, садик, санки, сапоги, Сом, сок, Соня, сода, сова, соки, суп, сундук, сук, сумка, суд, судак, сыр, сырник, сыта, сын, стая, слон Семён.
• Посмотри на картину. Что нарисовано на ней?
На картине находим слова со звуком С
• Домино. Проговаривание слов со звуком С
• Волшебная шкатулка. Что же нам принёс слон Семён?
Медалька. «Я познакомилась со звуком С»
• Спасибо слоник Семён.
• Слон Семён говорит, что ему понравилось на занятии. Своих слонят он будет учить говорить звук С.