Шмакова Ирина
Консультация для педагогов ДОУ «Организация детской продуктивной деятельности на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка очень важна в жизни каждого человека, а для детей особенно. Приучение детей дышать свежим воздухом очень важно для их физического развития. Прогулка - первый и самый удобный способ физической нагрузки для детей. Она помогает повысить выносливость и устойчивость детей к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, особенно к простудным заболеваниям.
Во время прогулок дети много играют и двигаются. Физические упражнения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен и улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более ловкими, находчивыми, смелыми и выносливыми. Они развивают двигательные навыки, укрепляют мышечную систему и повышают жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. За время пребывания на участке дети приобретают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире: о труде взрослых, о дорожном движении, о правилах уличного движения и т. д. Они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, замечают связи между различными явлениями и устанавливают элементарные зависимости. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, замечают связи между различными явлениями и устанавливают основные зависимости. Наблюдения вызывают у них интерес, и они пытаются найти ответы на некоторые вопросы. Все это развивает наблюдательность, расширяет представление об окружающем мире, пробуждает мышление и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Педагоги знакомят детей со своими городами, достопримечательностями, а также с трудом взрослых, которые озеленяют улицы, строят красивые дома, прокладывают дороги. Подчеркивается коллективный характер труда и его важность: все делается для того, чтобы жизнь наших людей была удобной, красивой и счастливой. Знакомство с окружающей средой способствует воспитанию у детей любви к родному городу.
Дети работают в саду – ухаживают за цветами, поливают и рыхлят почву. Они развивают в себе трудолюбие, любовь и заботу о природе. Они учатся замечать красоту природы. Богатство красок, форм, звуков, их сочетаний, повторений и вариаций, ритмов и динамики - все это может стать радостным событием даже для самых маленьких детей.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают решить задачу целостного развития ребенка. Дети проводят на свежем воздухе около двух-трех часов в день. В летние месяцы это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает прогулки днем после занятий и вечером после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Каждая возрастная группа имеет отдельным участок, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные, бревно для упражнения в равновесии, горка, оборудование для отработки прыжков и метаний. Все это оборудование должно быть эстетичным, прочным, хорошо обработанным, стационарным и соответствовать возрасту и физическим возможностям детей. В дополнение к стационарному оборудованию на детскую площадку выносятся игрушки и пособия в соответствии с запланированной программой работы. В конце игровой площадки есть дорожка, по которой дети могут кататься на велосипедах и самокатах.
Помимо игровых площадок на участке есть закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Содержание детских прогулок зависит от времени года, погоды, предыдущих занятий, интересов и возраста.
Структура прогулок:
Наблюдение.
Подвижные игры 2-3 большие подвижные игры, 2-3 малой и средней подвижности, игры по выбору детей.
Труд детей на участке.
Индивидуальная работа с детьми по двигательному и физическому развитию.
Самостоятельная игровая деятельность.
Зимой рекомендуются прогулки:
для детей ясельных и младших групп до -12С
для детей средних групп до -15С
для детей старших групп до -20С
для детей подготовительных групп до -22С
Наблюдения за природными явлениями и общественной жизнью играют важную роль в прогулках. Наблюдения могут проводиться с целой группой детей, небольшими группами или индивидуально. Одни дети участвуют в наблюдениях, чтобы развить свое внимание, другие интересуются природными или социальными явлениями и так далее.
Окружающая жизнь и природа предоставляют возможности для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно рассматривать облака, их формы и цвета и сравнивать их с известными детям изображениями. Также следует организовать наблюдения за работой взрослых, которые трудятся поблизости от детского сада.
В программе прогулок преобладают игры, в основном игры подвижным. Эти игры развивают основные двигательные навыки, снижают психологическую нагрузку от занятия и развивают нравственные качества. Если занятие связано с малоподвижным образом жизни детей, подвижные игры можно проводить в начале прогулки. Если они гуляют после занятия музыки или физкультуры, игры можно проводить в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
На прогулках можно широко использовать бессюжетные народные предметные игры, такие как бросание колец, мяча, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбола, бадминтон, настольный теннис, хоккей. В жаркую погоду можно проводить игры с водой.
Полезные игры, которые помогут расширить знания и представления детей об окружающей среде. Педагог предлагает ребенку такие игры, как кубики, лото, космонавты, пароходы и больницы. Он помогает разработать сюжет игры и выбирает или изготавливает материалы, необходимые для игры.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо обратить внимание на трудовую деятельность детей. Содержание и форма их организации зависят от погоды и времени года. Например, осенью дети собирают семена цветов и убирают урожай в огороде, зимой - разгребают снег и делают из него различные постройки. Ценность этого труда в том, что дети видят результаты своего труда, и он приносит им много радостных переживаний. Ощущение радости и счастья - одно из важнейших условий воспитания у детей интереса к труду, воспитания трудолюбия. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Совместная, дружная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело.
Во время прогулок воспитатель проводит с детьми индивидуальные работу: кто-то организует игры с мячом, бросает мяч в цель, кто-то выполняет упражнения на равновесие, кто-то прыгает с пней, перелезает через деревья, бегает с горки.
Во время прогулок также проводится работа по развитию речи детей: разучивание потешек или коротких стихотворений, исправление трудных произношений и т. д. Воспитатель может поработать с детьми над запоминанием слов и мелодий песен, которые они выучили на музыкальных занятиях.
Во время прогулок воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты и не скучали, а также за тем, чтобы никто не замерз и не перегрелся. Если дети много бегают, им предлагается принять участие в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойную игру. Затем дети собирают игрушки и оборудование. Перед тем как войти в комнату, они вытирают ноги. Дети тихо и без шума раздеваются, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчик. Надевают сменную обувь, приводят в порядок одежду и прическу и выходят в группу.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Зимние игры
Следопыты
Зимой можно рассматривать с ребенком следы на снегу. Вот проехал трактор, тут пробежала собака, здесь прыгала птичка
Разные дорожки
Если вы найдете нетронутую полянку со снегом, то можете сделать на ней различные следы самостоятельно: будто кто-то проехал на лыжах, петляющие следы, следы-елочкой.
Делаем кормушку
Сделайте вместе с ребенком кормушку для птиц - это и развивающая игра, и польза для птиц. Вы можете использовать коробки из-под сока или молока, пластиковые бутылки или рождественские подарочные коробки.
Вырежьте большое аккуратное окошко, а лучше два (с противоположных сторон). Затем привяжите красивую ленточку и подвесьте к ней кормушку. Затем вместе с детьми повесьте кормушку на дерево. Каждый раз, когда вы идете на прогулку, берите с собой немного корма.
Гараж для детской машины
На участке находим высокий сугроб, сделали сбоку углубление, куда можно было поставить машину, а затем тщательно простучали лопатами стены и потолок, чтобы снег не осыпался. Гараж готов.
Полоса препятствий
Поделите детей на команды. Цель этой игры — преодолеть полосу препятствий. На что она может быть похожа?
Разбег.
Скольжение по ледяной дорожке.
Прыжок через препятствие.
Хождение по бревну.
Прыжок вверх.
Разведчики
Настоящие разведчики ходят, не оставляя после себя следов, шагая след в след. Воспитатель идет впереди, меняя размер шага или делая резкие повороты. А дети идут по следам: чем больше участников, тем игра веселее.
Снежные художники
Рисовать на снегу - это очень весело! Используйте пальцы, палочки, а еще лучше - воду! Вам понадобится пластиковая бутылка с цветной водой и две крышки.
Одна крышка будет закрывать бутылку, и ее будет удобно носить с собой. Во второй крышке сделайте отверстие. Мы меняем крышки во время прогулок. Инструменты для зимнего рисования готовы!
Поиск клада
Эта увлекательная игра требует небольшой подготовки. Вам нужно заранее подготовить «сокровище». Это может быть игрушка или сувенир. Клад нужно положить в непромокаемую коробку (мешок) и спрятать где-нибудь под снегом.
Дети должны найти клад, используя ваши подсказки. Подсказки могут быть как простыми - «горячо-холодно», так и более сложными: два шага влево, затем три шага вперед и т. д.
Своё выступление хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!