Мария Гринберг
Развивающая предметно–пространственная игровая среда в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду.
Предметно-развивающая среда мы стараемся организовать так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаем оборудование по секторам, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Мы считаем, что обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность дошкольников: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используем материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
При проектировании предметно-развивающей среды в группе мы выделяем следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде мы выделили следующие зоны для различных видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
Социально-коммуникативное развитие
Центр сюжетно-ролевых игр
«Парикмахерская», «Магазин», «Больница»
Куклы — «мальчики» и «девочки» разных размеров.
Набор для кухни (плита, кукольные сервизы (кухонный, столовый, чайный).
Наборы овощей и фруктов. Весы и касса. Сумки.
Набор для уборки. Утюги.
Коляски для кукол. Кроватка кукольная. Ванночки для купания кукол. Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель.
Атрибуты для ряженья. Зеркало.
Небольшой домик с мебелью и мелкими куклами для игры в семью.
Патриотический и краеведческий центр
Содержание центра направлено на формирование патриотических чувств, знаний об истории родного города и края, знакомит детей с символикой нашей страны, города, позволяет познакомить детей с истоками фольклора, с народными праздниками, традициями, обычаями и бытом, с народными промыслами России.
Альбомы Москвы, России.
Альбом «Наш город Сосновоборск».
Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России.
Глобус.
Центр ПДД.
Содержание центра направлено на систематизацию знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжение знакомства с дорожными знаками. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте, закрепление знаний правил дорожной безопасности.
Макет с изображением дороги, пешеходных переходов.
Мелкий транспорт.
Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофоры.
Небольшие игрушки (фигурки людей).
Жезл, фуражки.
Дидактические игры, наглядные пособия по правилам безопасности на дороге.
Познавательное развитие
Центр математических и дидактических игр
Центр дидактических игр направлен на развитие сенсорного, зрительного восприятия, развития мелкой моторики рук, развитие ориентировки в пространстве, бинокулярного зрения (одинаковое видение обеими глазами, тактильных ощущений, воображения. Комплектация: вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры.
Материалы в папке: «Соедини по точкам», «Найди отличия», «Какой фигуры не хватает», «Соедини по точкам», «Числовые лабиринты», «Пройди по лабиринту», «Фигурки из палочек», «Повтори узор», «Посчитай фигуры», математические загадки, схемы квадрата Воскобовича, логические блоки Деньеша.
Раздаточный материал: плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры, набор цифр и знаков, числовые карточки, плоскостные наборы (высокий – низкий, длинный - короткий, широкий узкий, квадрат Воскобовича, числовые домики, комплекты «Математический набор», счетные палочки.
Демонстрационный материал: плоскостные изображения предметов (цветы, бабочки, зайцы и т. д, панно «Состав числа», числовые карточки, часовые циферблаты, линейки, набор цифр, дни недели.
Дидактические игры: «Соседи цифры», «Больше - меньше», «Помоги ежику собрать яблоки», «Состав числа», «Влево - вправо», игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, «Учимся определять время»,», «Тяжелее - легче», «Грузовик».
Песочные часы, карточки частей суток, макет - Времена года.
Счеты, счетные палочки.
Центр природы и экспериментирования
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. В центре природы помещены
Игра «Времена года»
Календарь природы, календарь погоды.
Плакаты времена года
Сюжетные карточки «Времена года» Комнатные растения по программе с указателями, «алгоритм» ухода за комнатными растениями.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы кисточки.
Настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественнонаучных представлений («Дары природы», «Времена года», «Как зовут деревце», «Ходит, плавает, летает» «Звери наших лесов»).
Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:
Лупа, большая и маленькая
Ёмкости для воды
Ёмкость с песком
Камешки плавающие и тонущие
Формочки
Палочки разной длины
Нитки, проволока
Металлическая ёмкость
Ящик для пособий.
Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев,
Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
Магниты.
Вспомогательные материалы (пипетки, оргстекло, вата, марля).
Соломка для коктейля разной длины и толщины.
Передники
Емкость для мусора, инвентарь для уборки.
Центр строительных игр
В центре строительных игр собраны технические игрушки: крупные, средние и мелкие машины, спецтехника – самосвалы, грузовики, железная дорога. Здесь же находится мелкий, средний и крупный строительный материал основных цветов и однотонный для сооружения построек,
конструктор «Лего» и игрушки для обыгрывания, простейшие схемы построек и алгоритм их выполнения, набор «Юный строитель», металлический конструктор.
Речевое развитие
В речевом центре дети овладевают речью, как средством общения и культуры; развивается связная, грамматически правильная речь, знакомятся с книжной культурой, детской литературой.
Полка для книг.
Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания.
Предметные картинки и сюжетные картинки.
«Алгоритмы», схемы, мнемотаблицы.
Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты).
Дидактические игры («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Синий — зеленый», Лото, домино.
Детские книги по программе и любимые книги детей.
Детские энциклопедии, книги по интересам.
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальный центр
Театрализованная деятельность помогает воспитывать творческую и гармоническую личность, является одним из самых эффективных методов обучения и развития творческих способностей у детей. Играя в игры драматизации ребенок входит в образ, перевоплощается в героя.
Большой модуль «Театр».
Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок.
Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный, бумажный, пальчиковый, бибабо).
Детские музыкальные инструменты: дудочка, свистульки, барабан, бубен, маракасы, трещотка, погремушки, музыкальные игрушки.
Книга детских песенок и музыкальных произведений.
Центр художественного творчества
В центре искусства дети знакомятся с основами живописи, скульптуры, графики, народно-прикладным искусством. Учатся осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение. У детей развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному размышлению, творчество.
Восковые мелки.
Гуашевые, акварельные краски.
Фломастеры, цветные карандаши.
Пластилин.
Цветная и белая бумага, картон.
Кисти, палочки, стеки, ножницы.
Трафареты, печатки
Клей
Доски для индивидуальной работы.
Физическое развитие
Спортивный центр
Подвижные игры дают большую возможность для благоприятного воздействия на здоровье и физическое развитие детей. Подвижные игры дают возможность для развития у детей ловкости, быстроты движения, свободная деятельность является для детей доступной, дает возможность каждому поступать сообразно своим возможностям. В спортивном центре есть массажные мячи, коврики и дорожка, большие и малые мячи, обручи, мешочки для метания, кольцеброс, «Твистер», «Дартс», кегли, картотека и атрибуты для проведения подвижных игр, картотека пальчиковых гимнастик, гимнастики после сна, а также индивидуальные коврики, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.
В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса мы меняем или дополняем оснащение уголков необходимыми материалами. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Каждый уголок мы продумываем, оформляем, чтобы детям было интересно и комфортно. Очень хочется, чтобы дошкольники с удовольствием шли в детский сад. Многое было приобретено с помощью родителей, что-то сделано своими руками. Благодаря родителям мы сделали атмосферу тепла и уюта. С детьми мы стараемся поддерживать порядок, чистоту, уют и хорошее настроение.