Елена Буторина
Индивидуально-подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуально-подгрупповое логопедическое занятие
«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".
Коррекционно-образовательные задачи:
1) Активизация и актуализация словаря по теме "Животные жарких стран".
Публикация «Индивидуально-подгрупповое логопедическое занятие „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
2) Совершенствование навыка сложных форм фонематического и слогового анализа.
3) Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование имен существительных во множественном числе, образование названий детенышей животных).
4) Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие задачи:
1) Развитие фонематического восприятия.
2) Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
3) Коррекционно-воспитательные задачи.
4) Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
5) Воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.
Оборудование.
Фигурки животных жарких стран, картинки с изображением животных, бассейн с фасолью, звуковые дорожки (из ниток, слоговые дорожки (из фасоли, звуковая схема, коврограф - "Теремок", мяч, мячик - ежик.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте. Сегодня мы с вами будем продолжать правильно и красиво произносить звук [р]. Для начала выполним гимнастику (развитие тонкой и артикуляционной моторики).
Логопед : Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.
(Дети выполняют упражнения) :
Широко открывают и закрывают рот, одновременно, раскрывая и закрывая сложенные ладони рук.
Логопед : Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.
(Дети выполняют упражнения) :
Покусывают язык зубами, как бы жуя, одновременно, сжимая и разжимая кулачки.
Логопед : Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
(Дети выполняют упражнения) :
Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы, рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна, одновременно, поднимая и опуская кисти рук.
Логопед : Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.
(Дети выполняют упражнения) :
"Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Поднимают и опускают руки.
Логопед : Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
(Дети выполняют упражнения) :
Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сжимают и разжимают кулачки.
Логопед : Ребята, каких животных я назвала.
Дети: Животных жарких стран.
Логопед : Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Садитесь поудобнее на "ковры-самолеты". Заводим моторы.
2. Произнесение изолированного звука «Р»
Игра "По пути в Африку".
Развитие тонкой моторики.
Дети проводят пальчиком по дорожке, выложенной из ниток, произнося длительно звук [р].
3. Произнесение звука в слогах.
Логопед : Мы прибыли в Африку. Перед нами джунгли. Вот показалась тропинка. (Тропинка выложена из фасоли, под каждой фасолью - гласная буква). Ребенок нажимает пальчиком на фасоль проговаривая слоги : ра - ры - рэ - ро - ру.
4. Произнесение звука в словах.
Игра "Кто прячется в джунглях?"(развитие фонематического восприятия)
Логопед : Ребята, в джунглях и саванне спрятались животные. Давайте найдем и назовем животных, в названии которых есть звук [р].
Дети находят животных в бассейне с фасолью и называют зебру, крокодила, мартышку, верблюда, жирафа, носорога.
Игра "Один - Много" (с мячом).
Образование имен существительных во множественном числе.
Логопед бросает мяч одному из детей, называя животное. Ребенок ловит мяч и называет много таких же животных.
Зебра - зебры.
Крокодил - крокодилы.
Мартышка - мартышки.
Жираф - жирафы.
Носорог - носороги.
Верблюд - верблюды.
Игра "Чей домик?" совершенствование навыка слогового анализа
Логопед : Ребята, тропинка привела нас к сказочному дому - "Теремку", в котором будут жить наши животные. Возьмите картинки животных и распределите их по домикам. В домике с тремя окошками поселятся животные, в названии которых три слога. В домике с двумя окошками поселятся животные, в названии которых два слога. В домике с двумя окошками поселятся животные, в названии которых два слога. В домике с одним окошком поселятся животные, в названии которых один слог.
Игра "Кто спрятался?" (Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа).
Логопед : Ребята, за домиком спрятался чей-то малыш. Посмотрите на звуковую схему и определите к названию, какого животного она подходит.
Логопед показывает детям звуковую схему слова "верблюд". Дети подбирают к схеме слово. Объясняют свой выбор.
Логопед : Правильно. Молодцы, а давайте назовем всю семью.
Дети: Мама - верблюдица.
Папа - верблюд.
Детеныш - верблюжонок.
5. Произнесение звука в предложениях.
Игра "Что перепутал верблюжонок?" (с мячом)
Логопед : Скажите, что перепутал верблюжонок, когда составлял предложения.
Листочки жуют жирафа.
Ребенок: Жираф жует листочки.
Логопед : Пальма сидит на мартышке.
Ребенок: Мартышка сидит на пальме.
Логопед : Лианы качаются на мартышках.
Ребенок: Мартышки качаются на лианах.
Логопед : Пасть раскрывает крокодила.
Ребенок: Крокодил раскрывает пасть.
Игра "Контурная картинка"(Развитие тонкой моторики. Образование притяжательных прилагательных).
Логопед : Ребята, смотрите, у меня есть картина. Кто на ней изображен?
Дети: На картине изображен верблюд.
Логопед : Правильно. Но это только контур верблюда, давайте обведем его цветными карандашами, а затем раскрасим.
Дети обводят части верблюда по заданию логопеда.
Логопед : Лена, сначала обведи голову верблюда. Что ты обводишь?
Ребенок: Я обвожу верблюжью голову.
Логопед : Ваня, а ты обведи ноги верблюда. Что ты обводишь?
Ребенок: Я обвожу верблюжьи ноги.
Логопед : Катя, обведи туловище верблюда. Что ты обводишь?
Ребенок: Я обвожу верблюжье туловище.
Логопед : Молодцы, вот какой красивый верблюд у нас получился.
Игровое упражнение с мячом - ежиком. Развитие координации речи с движением. Самомассаж.
Дети произносят слова и катают мячик - ежик между ладонями.
Вот верблюд - живое чудо.
Два горба есть у верблюда.
6. Итог.
Логопед : Ребята, наше путешествие заканчивается, и пора нам возвращаться. Садимся поудобнее на "ковры-самолеты". Заводим моторы. Летим обратно в детский сад.
Вы хорошо занимались, старались, правильно произносили звук [Р].