Ольга Титовец
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Автоматизация звука [Л]. Путешествие в страну звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука «Л» в словах, слогах и фразах. «Путешествие в страну звука «Л»
Цель занятия: автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах и фразах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• закрепление слухового и моторного образа звука [л];
• автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах и фразах.
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие речевого дыхания и голоса, используя речедвигательную фонетическую ритмику;
• развитие логического мышления;
• развитие зрительного, слухового внимания и памяти;
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• развитие артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику;
• развитие фонематического слуха;
• развитие мелкой моторики, используя пальчиковую гимнастику;
• развитие навыка звукового анализа.
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать желание говорить красиво и правильно;
• воспитывать активность и внимательность на занятии.
Оборудование: конверт с письмом, план путешествия, самолётики для детей, макет реки с заданиями-карточками для артикуляционной гимнастики, мультимедийная презентация «Школа звука «Л», ноутбук, телевизор, разрезные предметные картинки, звуковые домики и массажные шарики «Су-Джок» по числу детей, лодочка бумажная, памятные открытки.
Ход занятия.
1. Вводная часть
Организационный момент.
Логопед. Настал новый день, который несёт нам много нового и интересного. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Вы готовы играть, фантазировать и учиться? (Ответы детей.)
Логопед.
Вспомним наше правило:
Слушай, думай, не ленись! Красиво говорить учись!
2. Основная часть.
1) Письмо для ребят.
Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришло интересное письмо, которое я хочу вам прочитать.
«Дорогие ребята подготовительной группы детского сада! Если вы любознательны и любите приключения, приглашаем вас в свою страну. Страну звука «Л». Добраться до неё вы сможете на самолёте, следуя маршруту карты, которую мы вам высылаем. Мы вас очень ждём! Ученики 1 класса – Володя и Лада».
Логопед: Вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да
Логопед: Не боитесь приключений?
Дети: Нет.
Логопед: Ребята прислали нам карту маршрута.
Логопед: Сейчас мы находимся здесь, в детском саду (показ на карте).
Судя по карте, нам надо лететь самолётом, затем плыть на лодке, по реке и мы попадём в школу страны звука «Л» к Володе и Ладе.
2). Произнесение звука [л] изолированно.
Логопед: Ребята, самолет на котором мы отправляемся в путешествие - сказочный, чтобы он полетел нам нужно вспомнить как гудит его мотор.
Логопед: Произносим «лллллл» чётко и правильно.
Наши самолеты готовы к полету? (Да).
Взлетаем! (Дети имитируют гул самолета - «ЛЛЛЛ….». У каждого в руках бумажный самолётик).
Следуйте за мной! (делаем круг на месте и петлю по залу с самолетиками, опуская их на «взлетную полосу»).
Логопед: Все удачно приземлились?
Дети: Да.
3) Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы проплыть по реке, нужно преодолеть преграды, которые будут встречаться на пути нашему кораблю.
Выполнение артикуляционной гимнастики.
Губы: Улыбнёмся, как лягушка, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).
Подражаю я слону губы «хоботом» тяну (вытягиваем губы трубочкой).
Язык: На «качелях» мы качались, все довольные остались (качаем кончиком языка вверх-вниз).
Упражнение «Блинчик» (широкий и неподвижный 5 сек. язык).
Упражнение «Чашечка» (улыбнуться, приподнять края языка вверх – 5 сек.).
Упражнение «Маляр» (гладим нёбо кончиком языка вперёд-назад 5-6 раз).
Логопед: Молодцы! Вы преодолели все препятствия и доплыли до пристани.
4) Автоматизация звука «л» в слогах.
Логопедическая речёвка.
Логопед: Чтобы было веселее идти до школы, повторяйте за мной речёвку.
Лом-лом-лом в школу мы идём.
Лам-лам-лам в школе рады нам.
Лас-лас-лас мы шагаем в класс.
Вот и школа. На пороге нас встречают Володя и Лада. (Слайд №1)
Логопед: Проходите в класс и садитесь. (Слайд №2)
Сейчас ученики отдыхают. А вы хотите, побывать на уроках?
Дети: Хотим.
Звенит школьный звонок на урок. (Колокольчик).
5) Работа по развитию фонематического слуха. (Слайд №3).
Логопед: Мы в «Ловишки» играем, Звук хлопками выделяем.
Логопед: Когда услышите [Л] «ловите» его ладошками.
Л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л;
Ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-лы-ка-ла;
Лампа, вода, лошадь, нога, дом, гусь, лужа, ласточка, хомяк, лодка.
6) Анализ артикуляции звука и его характеристика.
Логопед: Что знаете о звуке [л]? Дайте ему характеристику.
Звук [л] — согласный (преграда в ротике, не тянется,
звонкий (голосовые связки работают,
твердый (произносится сердито).
7) Чтение слогов со звуком Л (Слайд №4)
ал ол ул ыл эл
ла ло лу лэ
8)
Массаж ладоней мячиком «Су-Джок»
Логопед: «Ёжик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
Влево-вправо, как хочу, я его кручу-верчу.
В кулачке его сжимаю, каждый пальчик разминаю».
9) Задание «Собери картинку» (Слайд №5)
Логопед: КАРТИНКИ ИЗ ЧАСТЕЙ ПОПРОБУЙТЕ СОБРАТЬ И БЕЗ ОШИБОК ИХ НАЗВАТЬ!
Ребята! У вас на столах конверты, откройте их и соберите картинку из частей. (Предметные пазлы)
Какие картинки получились, назовите? (Кукла, юла, ласточка, мотоцикл, клубника)
Логопед: Какой звук повторяется во всех словах, которые вы произнесли?
Дети: Звук «л».
Логопед: Правильно, а теперь в звуковом домике зажгите нужное окошко - место звука Л в слове.
10) Упражнение «Звуковые домики». (Слайд № 6)
Определение позиции звука [л] в словах.
Логопед: Определите и покажите в звуковом домике, место звука «л» в словах, которые у вас на картинках.
Скажите Володе и Ладе, где находится (слышится) звук [л] в слове: кукла, юла, мотоцикл, ласточка, клубника. (Дети индивидуально обозначают место звука в «звуковом домике» и дают устный ответ.)
На экране «загорается» нужное окошко в домике. (Слайды № 7 – 12)
Молодцы! Справились с этим непростым заданием!
11) Физминутка (под музыку). (слайд №13).
Звенит школьный звонок.
Логопед: Сейчас мы с вами отдохнём.
Предлагаю весёлую физминутку.
Танец «Пяточка – носочек».
12) Игра «Один – много» (слайд № 14-20)
Логопед: Назовите один и много предметов.
Лампочка – лампочки.
Лампа – лампы.
Лошадь – лошади.
Ласточка – ласточки.
Лупа – лупы.
Лодка – лодки.
Логопед: Молодцы! С этим заданием вы успешно справились!
13) Разучивание чистоговорок.
Логопед; Володя и Лада придумали для вас чистоговорки со звуком [л] и нарисовали их.
«Не торопитесь, не спешите, чистоговорки повторите!» (Слайд № 21-25)
Логопед: Смотрите на экран, слушайте меня внимательно и запоминайте. (Повторяю 2 раза, хором с детьми, затем каждый ребенок).
Алла искала булавку, булавка упала под лавку.
Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.
Я ловил на лавочке мотыльков и бабочек
Всё ловил, ловил, ловил,
Пожалел и отпустил.
Логопед: Молодцы! Справились с заданием.
14) Игра «Собери портфель».
Логопед: Лада собирается домой. Давайте Ладе поможем собрать портфель. В портфель нужно положить только те предметы, в названиях которых слышится звук «Л».
Берём предмет и чётко произносим: «Я положу … фломастеры (блокнот, точилку, пенал, палочки, пластилин)».
Какие предметы мы не положили?
Дети: Книгу, кубик, счеты и кисточку.
Логопед: Молодцы!
Какой звук вы сегодня учились правильно и красиво произносить? (звук «Л»).
Какой он? Дайте ему характеристику (согласный, звонкий, твердый).
Звенит звонок.
Логопед: Прозвенел опят звонок и закончился урок. Нам пора возвращаться в детский сад.
Володя и Лада интересуются понравилось ли вам в их школе?
Дети: Да.
Логопед: Володя и Лада рады, что вы старательные и любознательные.
Они вам дарят открытки на память, чтобы вы их вспоминали и всегда правильно произносили звук «Л».
Логопед: Что мы им скажем?
Дети: Спасибо!
Логопед: Спасибо за гостеприимство! Прилетайте и вы к нам!
3. Итог занятия.
Логопед: Садимся в самолётики и летим домой (имитация полёта бумажных самолётиков).
Рефлексия.
Логопед: Вот мы в детском саду. Вам понравилось путешествие?
Логопед: В какой стране мы побывали?
Дети: В стране звука «Л».
Логопед: Что вам понравилось?
Что было трудным? (ответы детей)
Логопед: Ребята, вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, внимательные.
На память о путешествие дарю вам эти самолётики. Молодцы!