Богданова Елена
«Мой Петербург». Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой Петербург»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию и изготовление книги «По болоту Петр шел…».
Возраст: 5-6 лет
Аннотация проекта
Современные петербуржцы – дошкольники такие маленькие. Но живут они в огромном городе, городе-музее, городе дворцов, городе побед. Хочется, чтобы наши дошколята знали город не только по местам, где можно перекусить. Ведь Питер –это архитектура, атмосфера. Хочется помочь сделать восприятие прекрасного доступным, понятным, но близким и ценным. То, что мы сможем заложить сейчас, в данном возрасте- это будет «центром клубочка знаний и любви к городу», на который будет наматываться всю жизнь ниточка познания города. В данном проекте представлен методический материал по формированию представлений о главных достопримечательностях нашего города. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, творческие виды деятельности, работу «Группы выходного дня».
Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал, презентация «Близкий и родной Санкт-Петербург», иллюстративный материал, карты города, рисунки выпускников, семейные фото с достопримечательностями города, стендовые консультации «Что посетить с ребенком в выходной день».
Проект поможет систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности. Итогом проекта станет изготовление книги «По болоту Петр шел…»
Цель проекта:
- формирование у дошкольников представлений о значимости Санкт-Петербурга в их жизни, любви к близкой родине, которую они пронесут через всю жизнь.
Задачи проекта:
- познакомить с достопримечательностями города, которые общепринято являются паспортом города;
- развивать интерес к событиям, происходящим в городе;
- способствовать развитию желания выражать творческие способности через отражение впечатлений в своих работах после посещения городских достопримечательностей.
-способствовать формированию чувства радости от узнавания достопримечательностей, от воспоминаний о посещении музеев, значимых мест в городе;
- способствовать желанию открывать новые интересные места города.
Вид проекта: информационный – практико-ориентированный.
По продолжительности: долгосрочный (09.2023-05.2024)
Участники реализации проекта:
Воспитатель, воспитанники старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность исследования.
Реализуя образовательную программу по познавательному развитию, мы заметили, что ряд детей родители часто вывозят в центр города, знакомят с достопримечательностями. Эти ребята легко узнают знакомые объекты по фото, в презентации. Но многие дети даже не понимают, о чем идет речь. Видно, не все родители понимают необходимость начинать знакомить ребят дошкольников с близкой родиной. Перед нами стояла задача как стимулировать родителей к желанию выезжать из спального района, чтобы ребята начинали понимать свою связь с городом, появлялось у детей понятие «Я тоже петербуржец». Коротко знакомиться с великим городом нельзя. Поэтому была выбран метод проекта. Актуальность проекта состоит в том, что это обширная тема познания города не может быть зазубренной. Ребенку предстоит познавать много интересного и отображать впечатления в творчестве. Итак, обьектом нашего познания станет любимый Санкт-Петербург.
Проблемы, решению которых будет способствовать проект:
Система работы по теме «Знакомство с Петербургом» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них творческой активности, воспитание патриотических чувств
В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит:
• развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
• совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
• реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – педагоги” создают триаду содружества;
• у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с прекрасным.
Методы;
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, наблюдение;
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения); творческая художественная деятельность.
Образовательные области реализации проекта:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности:
Продуктивная, игровая, коммуникативная.
Ресурсное обеспечение проекта:
• Материально-технические:
музыкальный центр;
фотоматериалы;
библиотечный фонд;
• Кадровые:
воспитатель.
Нормативно-правовые:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от
29.12.2012г. ;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).
Средства реализации проекта:
-художественная литература;
-аудиозапись;
-дидактическая игра;
-изобразительная деятельность.
Целевая аудитория:
Участники проекта: дети, воспитатель, родители (законные представители) детей старшей группы.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о достопримечательностях города, о местах культуры.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть:
Достопримечательности и объекты культурного посещения;
Почему возникла необходимость строительства города ;
Кратко знать историю основателя города.
Продукты проекта: Книга детского творчества «По болоту Петр шел…»
Этапы реализации проекта
Этап Содержание работы Предполагаемые результаты Работа с родителями Сроки
1-й этап – подготовительный. Определение цели и задач Сбор информации по теме «Санкт-Петербург». Подбор иллюстративного материала. Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
Маркировка именных столов, стульев, шкафов наклейками достопримечательностей СПб.
Накопление информации по теме.
Пополнение библиотечного фонда по теме.
Подборка раскрасок по теме.
Подготовка информационного материала по теме «Что посетить с ребенком в выходной день».
Адаптация стишков о Петербурге под физминутки.
Привлечение родителей к сбору материала (стихов, раскрасок, подбор программ для посещения театра, музея).
Сентябрь
2й этап- практический
Работа с детьми
Художественное творчество: 1. Аппликация: «Как мы ходили в театр»,
«Петропавловская крепость»,
«Башня для принцессы» (по итогу посещения Артиллерийского музея).
2. Рисование:
«Портрет Петра Великого»,
«Ростральные колонны»,
«Совершенно необычные животные»
(мистические животные СПб).
«Банковский мост»
3. Лепка: «Герб СПб»,
«Чижик-Пыжик»
С/р игра:
«Экскурсовод»,
«На метро в зоопарк».
Организованная познавательная, игровая, творческая деятельность детей в группе.
Наличие методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме. Работа с родителями:
Работа группы
«Выходного дня»,
«Стендовые консультации
«Что посетить с ребенком»,
«Фотоотчеты по работе группы
«Выходного дня» Октябрь - май
Беседы на темы:
«Город островов»,
«Город рек и каналов»,
Беседы о культовых достопримечательностях СПб, «По болоту Петр шел…»,
«Совершенно непонятные животные»
(мистические создания,
«Город мостов»
Рассматривание: иллюстраций по теме
«Санкт-Петербург. Достопримечательности»
Чтение:
В. К. Дмитриев «О Санкт-Петербурге»,
Д. Арсеньева «Идет по городу трамвай»
Т. Мучник «Каменные стражи Петербурга»
Разучивание стихов на тему: «Петербург»
Настольные игры:
«МЕМО, Санкт-Петербург»,
«Бродилки», «Пазлы. Виды СПб»
3й этап -
заключительный Подведение итогов работы. Создание книги из семейных фото на фоне видов города, дополненной страницами-раскрасками и страницами со стишками к каждой фотографии «По болоту Петр шел…» Фотовыставка. май
По мере реализации проекта пришли к выводу, что проводимые занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей, педагогов, родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою родину. У детей появился интерес к продуктивной деятельности по теме, радость от узнавания объектов, от воспоминаний об общих выходах.
Мониторинг знаний детей по теме «Мой Петербург» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.
В проекте участвовал 21 ребенок. Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы знания детей были поверхностными и отрывочными. Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном городе у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Дети начинают чувствовать свою сопричастность с понятием «Петербуржец».
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями об истории города, архитектуре, культуре.
Перспективы развития проекта:
1. Распространение проекта посредством Интернет – ресурсов.
2. Дальнейшая совместная деятельность по вопросу городского пространства.
3. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
4. Риски и пути их преодоления
Риски Пути преодоления рисков
Нежелание родителей принимать участие в проекте Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация
«Делаем вместе с детьми». Выполнение домашних заданий
Недостаток демонстрационного материала. Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.
Литература:
- Кушнер А. "Весёлая прогулка". Л. "Детская литература". 1986г.
- Крылов В. А. "Басни". М. "Детская литература". 1984г.
- Лермонтов М. Ю. "Бородино". М. "Детская литература". 1982г.
- Маршак С. Я. "Почта". М. "Детская литература". 1982г.
- Маршак С. Я. "Человек рассеянный". М. "Детская литература. "1982г.
- Михалков С. "Моя улица". М. "Детская литература". 1972г.
- Мажуга А. "Каменные богатыри". Л. П. Т. О. 1982.- Пушкин А. С. "Сказки". М. "Малыш". 1989г.
- Сергуненков Б. "Летний сад и зимняя канавка". Л. "Детская литература". 1986г.
- Скаченков С. "Праздник на Неве". Л. "Детская литература. "1985г.
- Тараховская Е. "Метро". М. "Детская литература". 1971г.
- Фролов В., Яковлев О. "Как родился Санкт-Петербург", "Лики России", "Синяя Пчела" С-П б.
1995г.
- Чуковский К. И. "Мойдодыр". М. "Детская литература". 1973г.
- Чуковский К. И. "Крокодил". М. "Детская литература". 1973г. - Швец В. Н. "Прогулки по
городу". С-Пб. 1994г.
- Шиф. Л. И. "Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком". С-П б. "Облик". 1997г.
- Шиф Л. И. "Чудесный город". С-П б. "Облик" 1997г
- Серия книг издательского дома "Карапуз":
-"У Лукоморья " 1998г.
- Никонова Е. А. "Мы горожане". С-П б. "Паритет". 2005г.
- Никонова Е. А. "Первые прогулки по Петербургу". С-П б. "Паритет". 2004г.
- Ермолаева Л. К. "Мой город". С-Пб. "Норинт. " 2000г.