Елена Заречнева
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе «Постановка звука С»
Подготовила: учитель-логопед Заречнева Е. П.
Цель: постановка звука С
Задачи:
1) формировать у ребенка правильно произносить звук С
2. Познакомить ребенка с правильной артикуляцией звука С
3. учить ребенка произносить звук С изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятия
- Старшая группа
- Темочки
4. развивать у ребенка артикуляционный аппарат, фонематический слух
5. развивать у ребенка внимание, память, мышление.
Коррекционно-образовательные задачи: развивать правильную артикуляцию звука путём применения разнообразных методов и приёмов.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и мелкую мото-рику пальцев.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.
Оборудование: игрушка слона, картинки с артикуляционной гимнастикой – «Лопатка», «Почистим зубки», «Катушка», профиль звука [С], трафарет с лисой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Посмотри, кто приехал к нам сегодня на занятие из жаркой Африки? (Слон)
– Правильно, к нам приехал слон-Сэм. Но что-то он, какой-то грустный, видимо у него что-то случилось? (У слоника спустились колёса на самокате) А чем можно накачать колёса? (насосом).
– Послушай я тебе спою песенку насоса: с-с-с-с.
– Что мне помогает петь эту песенку? (губы, зубы, язычок).
–Что нам нужно сделать, чтобы песенка насоса пелась легко и красиво? (зарядку для язычка)
– Правильно, молодец! Нужно сделать упражнения для губ и язычка.
2. Артикуляционные упражнения: под счет до 5
«Улыбка»- «Заборчик» - наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй И-И-И-И скажи, свой заборчик покажи.
– «Лопатка» : улыбнись, приоткрой ротик. Положи широкий, расслабленный язычок на нижнюю губу.
– «Блинчик» - утром рано мы встаём, вкусные блины печём, ручейком по сковородке тесто растекается, посмотри, какой красивый блинчик получается. А теперь занеси широкий блинчик (язычок) в ротик, опусти свой язычок за нижние зубы, постарайся, чтобы язычок лежал расслабленно и не шевелился.
– «Чистим зубки» : улыбнись, приоткрой рот, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; а теперь почисти нижние зубы с внутренней стороны.
– «Катушечка» : Открой ротик. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние зубы. Кончиком языка слегка нажать на зубы (нижние резцы, подуть на язык.
2.1. Голосовые и дыхательные упражнения:
– надувание щек одновременно и поочередно;
–выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони;
– поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно, затем ИЭ---
3. Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Замок -Кулак-кольцо”
4. Постановка звука (Катушечка)
Произнести звук [С] - длинно. (Ссссссс)
Теперь споё м песенку насоса: С – С – С.
Чайник кипит С-С-С, ветер свистит С-С-С
5. Анализ артикуляции.
Сегодня мы с тобой будем красиво, петь песенку насоса.
Послушай я тебе её спою (С-С-С-С-С).
Давайте узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки?
[С] – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная.
- А какой ветерок дует у тебя?
(холодный).
- А голосок спит или звенит? (спит).
- Молодец! А теперь давай правильно поставим губы в улыбке, язычок за нижними зубками, и вместе споём песенку насоса. Хорошо.
- А теперь ты один спой мне её. (Молодец)
- Вот теперь давай поможем и накачаем слонику колё са на самокате:
Переднее колёсо накачаем вместе, а заднее ты сам. (ребёнок по игровой до-рожке поёт песенку насоса). Молодец!
6. Игра «Назови словечко». С тобой хочет поиграть слоненок Сэм. Он спрашивает: «с какого звука начинается слово «самокат»?» Давай попробуем, произнести слово, потянув первый звук – СССсамокат. Какой звук ты услышал? Звук [С]. Это начало слова.
А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук ты слышишь в конце слова «самокат»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук [т], приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова. Произнеси, прислушиваясь: с-а-м-о-к-а-т. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?
Давай произнесем имя слоненка и послушаем, какой звук в начале, середине, конце. (СЭМ)
7.1. Игра «Услышь звук» А теперь давай с тобой поиграем. Я, буду тебе называть разные звуки, как - услышишь песенку насоса хлопни в ладоши. (П, С, Д, С, Н, Х, С, М, С). Молодец!
7.2. Игра «Услышь слог» А теперь я буду называть тебе слоги, как услышишь слог со звуком [С] – встань со стула и присядь на корточки.
са, на, су, му, до, со, ны, сы, вы, то, со, хэ, сэ. Молодец!
7.3. Игра «Услышь слово» : А теперь поиграем со словами, если услышишь слово, в котором есть звук [С] встань и подпрыгни. Сад, дом, сом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, совок.
8. Закрепляем звук С в слогах
СА-СА-СА, АС-АС-АС СКА-СКО-СКУ
СО-СО-СО, ОС-ОС-ОС СТА-СТО-СТУ
СУ-СУ-СУ, УС-УС-УС СНА-СНЫ-СНУ
СЫ-СЫ-СЫ, ЫС-ЫС-ЫС СПА-СПЫ-СПУ
9. Закрепляем звук С в словах : бусы, собака, суп, лес, носок, самокат, стол, маски, пастух, скамейка
Са-са-са – сад, сани, самокат
Со-со-со – сок, сом
Су-су-су – сук, суп
Сы-сы-сы – сын, сыпать и т. д.
10. Закрепляем звук С в предложениях :
У Сани сад. Саня идёт в сад.
У Сони сок. Соня пьёт сок.
11. Домашнее задание. (обводка трафарета)
- Давай обведем лису, а дома ты заштрихуешь ее вот такими линиями. (начертить пару линий для примера)
Итог: - Какую песенку мы с тобой сегодня учились петь? (песенку насоса,
- Давай ещё раз вспомним, как у нас расположены губы, зубы и язычок?
- Молодец! Ты очень хорошо занимался, старался.
- Что тебе больше всего понравилось на занятии?