Людмила Владимировна Скоробогатова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р])
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи.
Задачи:
1. Образовательная.
Закрепить знание о механизмах организации звука[р],
изолированного, в слогах, в словах и в предложениях.
Активизировать словарный запас на данный звук
2. Развивающая.
Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Игры с Тигрой“ (автоматизация звука [р])» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Закреплять умение составлять слово по первым звукам названий картинок, определять количество слогов в слове
3. Коррекционная.
Закрепление звука в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях).
Продолжать учить определять место звука [р] в словах.
Упражнять в образовании относительных прилагательных, сочетая их с существительными в роде, числе, падеже.
Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
4. Воспитательная.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: нэтбук, музыкальное сопровождение, кукла-тигр, портфель, коробочки с наклеенными внутри картинками, дорожка из крупных геометрических форм, геометрические фигуры разного цвета, компьютерная программа игр на автоматизацию звука [р], мешочки с крупой, кукольная кастрюля для игры, сухой бассейн, мелкие игрушки, имеющие в названии звук, стих о тигре, карточки для определения позиции звука в слове, сундучок, шнурок, игра-шнуровка.
Ход занятия:
1 часть
Организационный момент
Звучит музыка. Логопед приглашает ребёнка на занятие:
К нам сегодня пришли гости, им хочется посмотреть, как мы занимаемся. Давай покажем, как мы с тобой играем и учимся узнавать что-нибудь интересное. Ты согласна?
Проходи, поздоровайся. (Обратить внимание на дорожку). К месту наших занятий сегодня надо пройти по разноцветной дорожке. Проходи, Настя, и запоминай порядок фигур и их цвета. Ребёнок проходит, садится, логопед убирает дорожку.
Логопед:
Я предлагаю тебе выложить такую же дорожку из геометрических фигур для того, кто придёт к нам в гости.
Ребёнок выкладывает аналогичную «дорожку» из геометрических фигур, комментируя свои действия и называя цвет фигур.
2 часть
Самомассаж
Массаж носогубной складки, улыбнуться, растянуть поперечные мышцы.
Логопед: Можно привести себя в порядок (открыть зеркало).
Наши губки разомнём
Медленно, старательно.
Говорить с тобой начнём
Красиво обязательно (Ребёнок выполняет самомассаж).
3 часть
Игра на развитие силы голоса «Самолет и воздушный шар» /на ноутбуке/
Логопед: Как ты думаешь, на чем может добраться наш гость? (перечисляет).
Посмотри, какие виды транспорта он предпочёл. (Включается игра). Ребёнок по мере полёта самолёта усиливает голос, а по мере снижения шара голос понижается.
Самолёт высоко летит – пропевает высоким голосом, низко – низким голосом. У-У-У-у-у-у.
По мере удаления шара сила голоса уменьшается, по мере приближения – усиливается.
4 часть
Игра «Узнай, кто к нам придёт»
Логопед:
Хочешь узнать, кто придёт сегодня в гости? Я приготовила коробочки разного цвета и отметила их цифрами. Назови цвета коробочек и разложи их по порядку. А теперь открой их и посмотри, что внутри. Что же там? Как это можно назвать одним словом? (картинки).
Называй картинки по порядку. Постарайся запомнить первые звуки названий картинок. Под цифрой 1 - коробочка красного цвета, под цифрой 2 – оранжевая, под цифрой 3 – черная, под цифрой 4 - розовая, под цифрой 5 - Картинки:
Телефон
Иголка
Груша
Ракета
Сумеешь назвать слово? Слово: ТИГР
5 часть
«Приготовим сувениры для гостя» /массаж рук в сухом бассейне/
Логопед: Мы забыли приготовить сувениры для гостя. Попробуй, найти сувениры, в названии которых есть звук [р]. Ребёнок отыскивает в сухом бассейне сувениры с заданным звуком, притопывая ногой, когда находит со звуком [р].
Назови, что ты достала. Когда найдешь сувенир с этим звуком, топни ножкой. Это будет сигналом, что ты этот звук слышишь.
6 часть
Сюрпризный момент
Появляется кукла-тигр. Он приносит портфель. Здоровается с Настей, гостями. Читает стихотворение о себе.
Я – тигра, тигра, тигра,
Любимец малышей.
Люблю играть я в игры,
Пойдём играть скорей!
Настя, я очень люблю играть. Помнишь, как мы с детьми играли в разные игры? Я сегодня ещё принёс игры. Некоторые тебе знакомы, а некоторые – новые
7 часть
Артикуляционная гимнастика
Но хочу услышать, как ты можешь произносить мой любимый звук Р-Р-Р-Р. Порычи со мной. Ребёнок произносит изолированный звук [Р].
Я добирался до тебя издалека. Вначале попал на Север. Ты знаешь, что такое Север? Да, там действительно очень холодно. Мне пришлось взять аэросани, чтобы поскорее оттуда выбраться. Посмотри, какие снежные горы мне пришлось преодолеть. Давай вместе спустимся с высоких снежных гор. Веселее! Спускаться веселее с гласными. Ведь их можно … что? (петь).
Поехали! ТРРР-А, ТРРР-У. Ребёнок произносит слоги.
8 часть
Игра «Четвертый лишний звук»
Проиграть 6-8 игр. В остальные игры будем играть с детьми.
Ребёнок выполняет правила игр, называя слова со звуком Р и определяя, какой предмет лишний.
9 часть
Упражнение на определение количества слогов и позиции звука в слове
Тигр приглашает ребёнка прошагать слова. Я могу узнать, сколько частей в слове! Могу их прохлопать, могу… (задумывается). Подскажи, что можно сделать, чтобы узнать количество слогов в слове. Предлагает подпрыгнуть, прошагать, присесть и т. д.
Я буду называть слово, а ты прошагай его. Сколько шагов сделаешь, столько и слогов в слове. Но произносить слово надо медленнее. Вот слово - шар. Я прошагал 1 раз. Значит, сколько слогов в этом слове?
Слова: ромашка. Прошагай ты. Слово: труба, Ребёнок «шагает» слова, определяет количество слогов.
Я принёс карточки, в которых можно отметить, где находится мой любимый звук в слове: в начале слова, в середине или в конце.
Слова: Шар, ромашка, труба. Ребёнок накладывает кружок жёлтого цвета, определяя позицию звука в слове.
10 часть
Домашнее задание
Я знаю, что уже немного владеешь компьютером. И играешь дома в разные игры. Можешь ты рассказать о какой-нибудь игре и научить меня играть в эту игру? Какую игру ты знаешь? Расскажи. Вначале назови ее название, а затем правила игры и содержание. Ребёнок знакомит с новой игрой Тигры.
11 часть
Развитие мелкой моторики. Музыкотерапия
Тигра обращает внимание, что в портфеле еще что-то осталось. Достаёт сундучок. Посмотри, что в нём. Для чего нужен шнурок? (для обуви, можно плести косички, если их 3, играть).
Я придумал новый вид транспорта, на котором мне придётся улететь к другим детям. Вот он. Что это? Да, воздушный змей. Мне было бы приятно, если бы ты его украсила бантиками. Догадалась, как украсить? Привяжи бантики шнурками. Ребёнок отвечает на вопросы тигра. Выполняет шнуровку.
12 часть
Итог занятия
На дне портфеля ребёнок находит сердечко, на которое наклеивает фишки. В это время тигр прощается и улетает на воздушном шаре.
Логопед благодарит ребёнка и дарит ему пособие для индивидуальных занятий дома по артикуляции звука [Р]. Ребёнок читает слово «МОЛОДЕЦ!»