Ирина Сироткина
Развитие у детей критического мышления. Применение технологии критического мышления на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов прошлого века американские педагоги Джинни Стил, Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Скот Уолтер
Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя
Задачи критического мышления
Публикация «Развитие у детей критического мышления, Применение технологии критического мышления на занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое
Технология критического мышления состоит из трё х этапов:
1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)
2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)
3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)
Приёмы развития критического мышления :
• Верные и неверные утверждения
• Кластер
• Дерево предсказаний
• Толстые и тонкие вопросы
• Чтение с остановками
• Синквейн
• Кубик
• Перемешанные события
• Заучивание по схеме
• Загадка
• Цитата
• Корзина идей и многое другое
Приём «Кластер»
Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы и другое
Приём «Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками»
Приём помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребё нка: «Как ты думаешь?», «Что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребёнком сходство и различие его версии с оригиналом
Вопросы симулируют мышление ребёнка, заставляя его мозг работать. Дети имеют возможность пофантазировать, высказать своё мнение. Происходит обучение ка критическому мышлению, так и творческому, так как от ребёнка требуется связное монологическое высказывание
Приём «Кубик»
Каждая сторона кубика несё т вопрос:
Картинка изображаемого предмета. Что это?
На что похоже?
Форма, величина, цвет
Как это делают?
Для чего используют?
За и против (положительное и отрицательное)
Кубик «Спички»
Спички
Похожи на палочки
Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера
Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу
Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.
Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар
Приём «Перемешанные события»
Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок. Иногда сам воспитатель может перемешать картинки в дидактической игре («Как хлеб к нам на стол пришёл» или «Дикие домашние животные» и т. д., и уже дети в процессе игры исправляют неверное
Приём «Заучивание по рисункам (схемам)»
На каждую строчку стихотворения рисуется схема, которая помогает не только на слух, но и зрительно выстраивать цепочку строк, и стихотворение легче запоминается. Если схемы вывесить на доске в ряд, ребёнок, глядя на них, быстрее самостоятельно воспроизводит стихотворение вслух.
Приём «Синквейн»
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)
2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)
3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)
4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме
5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы
Синквейн по рассказу Н. Н. Носова «Заплатка»
Штаны
Замечательные зелёные
Полез зацепился порвал
Сам порвал – сам зашей
Заплатка
Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»