Екатерина Кононова
Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей
Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ" Родничок" г. Пермь
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. В работе педагога важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Публикация «Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки нам, воспитателям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Цель нашей работы: создание системы целенаправленного воздействия на основе адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, обеспечивающих оптимальное развитие творческого мышления дошкольников. В базисных программах развития ребенка-дошкольника подчеркивается, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому, несформированность процессов творческого мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действенному мышлению, так и от восприятия к наглядно-образному мышлению, часто оказывается невосполнимой в более позднем возрасте. Сенсорные впечатления – это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения – понимает, что именно он слышит, видит, осязает, воспринимает на вкус – тем быстрее он сможет развиваться. Получив ответ на вопрос «Что это?» и «Какое оно?», дети могут представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать качества, систематизировать.
Целью работы с детьми второй младшей группы является накопление сенсорных впечатлений, обогащение сенсорного опыта ребенка. Система прослеживается в подборе игр, упражнений, методов направленных на развитие сенсорных впечатлений. В работе с детьми второй младшей группы мы используем следующие игры: «Каждому свой дом», «Закончи сказку», «Чем был – чем стал», «Придумай нового героя», «Замени героя в сказке», «Поступи иначе», «Измени героя», «Путешествие по волшебной дорожке», «Чудесный мешочек», «Встреча с волшебником», «Один – хорошо, много – плохо», «Перевертыш», «Маятник», «Пинг-понг» (по типу «Наоборот»). В целях оптимизации работы с детьми 4-5 лет нами была создана картотека игр на развитие творческого мышления. 1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта. 2. Игры на определение линии развития объекта. 3. Игры на выявление надсистемных связей. 4. Игры на определение подсистемных связей. 5. Игры на объединение над- и подсистемы объекта. 6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта. 7. Игры на сравнение систем. 8. Игры на классификацию объекта. 9. Универсальные системные игры. В старшем дошкольном возрасте мы переходим к более сложным формам работы: заучивание стихотворений по схемам, алгоритм составления небылиц, сказок, рассказов, проектной деятельности, модели составления математических загадок. Модель создания текста математических загадок Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. Работа с загадкой дает возможность включения дошкольника в осмысленную деятельность, в творческую исследовательскую активность, в ходе которой он сам может обнаружить новые свойства предметов, приобрести знания самостоятельно. Традиционно на занятиях в дошкольных учреждениях работа с загадками основывается на их отгадывании, Причем, методика не дает рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загадки. Ребенок как бы интуитивно выдает ответ, затрудняясь обосновать его, как и по какому признаку, он сделал подобный вывод. Задача педагога работающего по развивающим программам состоит в создании условий для работы с загадкой. В нашем детском саду мы за основу взяли методику работы с загадкой А. А. Нестеренко («Страна загадок», созданная для детей школьного возраста. Данная методика в адаптированном варианте применима и в работе с дошкольниками. Работая с моделью составления загадок, нам стало интересно – а если попробовать сочинить текст математической загадки.
Работая над этой темой, мы столкнулись с проблемой, как же соединить счет с текстом загадки? Мы поставили перед собой цель: разработать модель составления текста математической загадки на основе счета частей объекта рукотворного мира. В соответствии с поставленной целью, выделены задачи:
1. Создать условия для активизации мышления детей и развитие ассоциативного мышления.
2. Познакомить детей с алгоритмом составления математической загадки с использованием имен признаков.
3. Обучить детей составлению текста математической загадки. На первом этапе своей работы мы использовали игровые упражнения: «Теремок», «Кляксы», «Назови круглое», «Чем похожи, чем отличаются». Эти игровые упражнения были направлены на умения детей сравнивать объекты по разным признакам. На втором этапе работы мы составили опорную таблицу, используя в верхней строке значки имен признаков и записи вопросов, так как дети уже умеют читать. В поле зрения ребенка находится картинка или объект рукотворного мира, о котором составляем математическую загадку.
Название частей
Количество частей
На что похоже?
Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется. У объекта выделяют части (левая сторона таблицы, схематично зарисовываются (символом или первой буквой слова). Количество частей фиксируется во втором столбце (цифрами). В правой части фиксируются ассоциативные сравнения детей (символом рисунком). После заполнения таблицы левый столбец (название частей) закрывается, так как ребенку трудно, когда ясно виден ответ. Если этого не предусмотреть, то дети откажутся от предложенной опоры. Далее важен выбор «удачных» сравнений и связка сравнений в единый текст с помощью количественных числительных (второй столбец).
Пример составления загадки про часы:
Название частей
Количество частей
На что похоже?
Стрелки Циферблат Точки
Спицы, палочки Тарелка, круг Горошины, мошки
Левый столбик закрываем, получаем:
Количество частей
На что похоже?
3 1 60
Спицы, палочки Тарелка, круг Горошины, мошки
Загадка про часы: «На одной тарелке тремя палочками горошины считают». Освоение детьми алгоритма по модели осуществляется многократным повторением, закреплением составления текстов математических загадок. Пример составления загадки про металлофон:
Название частей
Количество частей
На что похоже?
Остов Пластины Палочки
1 16 2
Железная дорога Забор, дощечка Чупа-чупс, мороженое, цветы
Левый столбик закрываем, получаем:
Количество частей
На что похоже?
1 16 2
Железная дорога Забор, дощечка Чупа-чупс, мороженое, цветы
Загадка про металлофон: «Двумя чупа-чупсами на железной дороге по шестнадцати дощечкам стучат». Итогом работы по этой модели является текст математической загадки. В процессе обучения детей составлению математических загадок, мы получили следующие результаты: у детей появился интерес к составлению математических загадок; дети стали более инициативными в выборе сравнительных характеристик для выражения содержания, которое они сообщают; заметно пополнился словарный запас детей. Мы представляем алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.
1. Выбор объекта.
2. Выделение частей, их количества и ассоциативное сравнение с другими объектами.
3. Выбор сравнений.
4. Связка сравнений в единый текст математической загадки, с помощью количественных числительных.
5. Выразительное чтение загадки.
Примеры математических загадок, составленных детьми: Объект Текст математической загадки Очки На двух рожках, два колеса, держатся на одном мостике.
Люстра
Одно яблоко висит на одной дудочке и за один стаканчик держатся.
Портфель
На одной дуге три кармана двумя зубами держатся.
Фортепиано
В одном сундуке с девяносто шестью зубами, леденцы по волосам стучат, два башмака наружу торчат.
Вилка
На одной указке четыре ветки растут.
Бубен
На одной карусели с одним солнышком шесть оладушек звенят.
Зонт
За одну цифру десять кусочков пиццы девятью лапами паучка держатся.
Наш опыт работы использования ТРИЗ-технологии помог в решении следующих задач: воспитание интереса к собственным открытиям; осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления; привитие умения знать и любить себя;развитие творчества, воображения, любознательности, фантазии; воспитание у ребенка стремления к разнообразной и продуктивной деятельности; развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой; развитие чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.