Елена Галиуллина
Индивидуальная коррекционная работа учителя-дефектолога с ребенком с нарушением слуха 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная коррекционная работа учителя- дефектолога
с ребенком с нарушением слуха 7 лет.
Диагноз: двусторонняя хроническая сенсоневральная глухота.
Основные направления работы :
Развитие мелкой моторики.
«Собери игрушку сам»
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными предметами, развитие внимания, памяти, мышления.
Публикация «Индивидуальная коррекционная работа учителя-дефектолога с ребенком с нарушением слуха 7 лет» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Оборудование: любые сборно-разборные игрушки (цветы с отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой, крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками педагогов или родителей).
Речевой материал: разбери, собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.
Ход игры: педагог дает ребенку любую игрушку и предлагает внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» - ее можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид. Части игрушек могут быть пристегнуты пуговицами, липучками, шнурками, крючками, кнопками.
«Лучинки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, совершенствование умений ориентироваться на плоскости.
Оборудование: набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета).
Речевой материал: сложи узор, делай так, сложи так, палочки, названия предметов.
Ход игры: Группе детей (3-4 человека, сидящих за столом, педагог показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. (Лучинки длиной 10-15 сантиметров, окрашенные в три-четыре цвета) Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узор по образцу педагога: «Делайте так». Затем педагог предлагает детям самим подумать, что можно выложить из лучинок; напоминает какого цвета лучинки лучше использовать. «Сложи, что сам хочешь. Что ты сложил?»
После того, как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору лучинок добавляются по несколько лучинок другого размера – от 5 до 15. Педагог предлагает детям выкладывать несложные сюжеты, например: дом с забором, дерево и т. д.
Восприятие цвета.
Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»
Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, Желтый карандаш и т. д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4 (см. прил. 2).
Речевой материал: названия предметов, какой по цвету? (какого цвета, покажи, положи тут, названия цветов.
Ход игры
Перед детьми (ребенком) кладется образец - цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.
Цветные картинки
Цель: учить детей подбирать к предметам заместители по цвету.
Оборудование:
Десять (10x14 см) карточек разделенных пополам и окрашенных в два цвета (одна половина карточки одного цвета, другая - другого) : красный и зеленый, зеленый и желтый, желтый и синий, синий и белый, белый и красный, красный и синий, зеленый и оранжевый, красный и желтый, белый и желтый, синий и желтый;
Десять цветных картинок (20x20 см, на которых изображены зеленая яблоня с красными яблоками, зеленая поляна с желтыми одуванчиками, желтая рожь с синими васильками, белые парусники на синей реке, белая машина «скорая помощь» с красными цифрами и крестом, красные рыбки в синей воде, зеленое дерево с оранжевыми апельсинами, осенний клен с желтыми и красными листьями, синяя речка с желтыми песчаными берегами, разрезанное яйцо (белое с желтком).
Речевой материал: названия цветов, предметов, какого цвета? сравни, одинаковые.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть в лото: «Будем играть». Раздает детям картинки и просит их внимательно рассмотреть, сказать какие цвета есть на картинке. «Посмотри, какие тут цвета?» Затем, когда дети рассмотрели картинки, педагог показывает детям разноцветные картинки и предлагает детям поднять картинку, тем у кого совпадают цвета (вначале, как образец, педагог может сам показать соответствие одной из картинок с разноцветной карточкой). Тот ребенок, который нашел у себя на картинке соответствие цветов с разноцветной карточкой, поднимает Руку и забирает карточку себе. Например, если педагог показал карточку зелено-красную, то ребенок должен поднять картинку с зеленой яблоней и красными яблоками.
Если кто-нибудь из детей не берет свою карточку, то он выбывает из игры. Выигрывают те, которые подобрали карточки к своим картинкам. Если ребенок испытывает затруднение в подборе карточек, то педагог помогает ему, задавая вопрос: «Какого цвета карточка? Какие цвета у тебя? Сравни. Одинаковые или нет?»
При повторе игры дети меняются картинками.
Восприятие формы.
Форма и цвет
Цели: уточнить знания детей о различных геометрических формах, формах предметов, а так же о цветах (основных и их оттенках, игра направлена также на развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
Оборудование: готовые карты от игры «Форма и цвет» Речевой материал: названия геометрических форм: квадрат, круг, овал, треугольник, (прямоугольник не обозначается словом, но выделяется как геометрическая форма, кубик, шар (цилиндр, конус так же не называются, какой по форме? такой по форме; названия цветов: зеленый, желтый, голубой, синий, (розовый, красный, серый, черный, белый, у кого такой цвет? такой по цвету.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть: «Будем играть!» «Надо отгадать, какой по цвету». Детям раздают кар ты - один ребенок получает одну карточку, она одного цвета, например, красная, у другого ребенка карта синяя и т. д. После этого педагог берет из коробки маленькие карточки, на которых изображены различные предметы, разные по цвету. Педагог показывает одну из этих карточек и говорит, обращая внимание детей на цвет: «Посмотрите, у кого такой цвет?» Дети соотносят цвет предмета на карточке педагога с цветом свое: карты и при совпадении говорят: «У меня такой цвет. Желтый!» Педагог отдает карточку ребенку, тот кладет карточку на свою карту. Выигрывает тот, кто первым соберет карточки своего цвета. Количество карточек может изменять педагог.
Треугольники
Цели: продолжать развивать зрительное восприятие формы, внимание, память, повторять цвета и их оттенки, названия геометрических фигур, цифры, совершенствовать умение ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику пальцев pyк.
Оборудование: карточки (см. рисунок) с треугольниками различного цвета. Карандаши или фломастеры.
Речевой материал: названия цветов, названия цифр, большой, маленький, квадрат, треугольник, раскрась так же, порядковые числительные (первый, второй,. пятый, расставь цифры, разложи цвета так же, какой по цвету, положи на., проверь верно или нет.
Ход игры
Педагог предлагает поиграть, дает задания:
1. Раздаются карты с квадратами, картонные эквиваленты этих же квадратов (маленьких и больших) разных цветов. Педагог предлагает ребенку : положить красный треугольник на цифру 2, синий треугольник на цифру 5 и т. д. Ребенок слушает и выполняет задания, педагог контролирует выполнение, его правильность. Таким же образом ребенку предлагается находить необходимый фломастер или карандаш и раскрашивать по заданию педагога тот или иной квадрат (треугольник) : «Раскрась второй квадрат (треугольник) синим карандашом, а четвертый - зеленым».
2. Предлагается раскрасить треугольники без цифр по заданию: «Раскрась большой треугольник желтым цветом, а маленькие - зеленым». Также можно предложить не закрашивать треугольники, а накрывать их картонными аналогами: «Закрой большой треугольник синим, а маленькие - красным цветом».
Развитие ориентировки в пространстве.
Как пройти к зайке
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве схеме.
Оборудование: четыре больших листа картона 50x50 см изображением леса. На листах изображены разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, лиственные деревья, грибы, цветы. (Это могут быть объемные или плоскостные фигуры). На обратной стороне изображения или под объемным предметом прячется зайка. У нижнего конца дорожки (начала поиска) нарисована травка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом листе разные: восемь разных схем пути, по две задачи к каждому заданию. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травки, проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около елочки, под которой спрятан зайка. Схемы варьируются по количеству поворотов (от трех до шести поворотов) таблички.
Речевой материал: подойти, внимательно посмотрите, что тут. В лесу спрятался зайка. Надо зайку найти. Он может быть тут или там. Нужно пройти по дорожке прямо, направо, налево, вниз, вверх, мимо елочки, дерева, цветка и т. д.
Ход игры
Педагог перед началом игры раскладывает на столиках листы с изображением леса, предлагает ребенку рассмотреть их : «Подойти, внимательно посмотри, что тут». Затем педагог рассказывает: «В лесу спрятался зайка. Надо зайку найти. Он может быть тут или там». Вместе рассматривают схему, отмечают, мимо чего должна пройти дорожка к зайке.
Первоначально дается схема, в которой не больше трех поворотов дорожки. В последующих задачах количество поворотов увеличивается до шести. По первой схеме педагог помогает ребенку искать зайку. Следующую схему он уже дает ребенку, и тот ищет зайку самостоятельно. Если ребенок выполняет задание верно, он получает фишку, ему предлагается новая схема.
Что там? Кто там?
Цель: учить воспринимать пространственные отношения:
по вертикали - внизу, вверху
по горизонтали - слева, справа, там, тут, рядом (около).
Оборудование: предметы или игрушки, лист бумаги с изображенными на них предметами или игрушками, таблички.
Речевой материал: посмотри что там, кто там, тут, слева, справа, рядом, около, названия игрушек или предметов, названия предметов, изображенных на картинках, похожи так же.
Ход игры
Педагог расставляет перед ребенком игрушки, кладет лист бумаги. Берет игрушки, например дом, ставит на лист бумаги и говорит, демонстрируя табличку; «Дом справа». Потом берет другую игрушку, ставит слева и говорит: «Мишка, слева», показывает и дает табличку. Таким же образом в следующий раз объясняет расположение других игрушек: внизу, вверху, там, тут, рядом (около). Затем педагог предлагает выполнять поручения: «Положи рыбу слева, кошку справа. Где кошка? Что там? Кто слева?» и т. п.
Развитие слухового восприятия.
Что нарисовал художник (дети?
Оборудование: картинки, соответствующие речевому Материалу, который будет предъявляться на слух, соответствующие таблички, фланелеграф, маленький экран.
Речевой материал: будем играть, слушайте, картинки, возьми картинку, повесь картинку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться на слух.
Ход игры
Педагог показывает картинку, на которой художник рисует и предлагает ребенку угадать, что он нарисовал (или, показав до занятия, как старшие ребята рисуют, узнать, что они изобразили). Он размещает на доске фланелеграф или ставит наборное полотно, показывает, что у него есть картинки, и предлагает угадать, какие это картинки.
Педагог за экраном называет картинку, например, «у мальчика мяч» и предлагает повторить, что ребенок услышал. При правильном ответе он получает картинку и размещает ее на фланелеграфе или наборном полотне. Если фраза точно не воспринята, педагог предъявляет ее для восприятия на слухо-зрительной основе (ребенок повторяет ее, при необходимости прочитывает по табличке, а затем на слух, показывает картинку и с сожалением убирает. После предъявления других слов, словосочетаний или фраз он вновь называет эту картинку.
Волшебный кубик
Оборудование: кубик пластмассовый или из бумаги, на гранях которого написаны цифры от 1 до 6; таблички-задания, на обороте которых написаны цифры от 1 до 6; картинки и предметы, соответствующие речевому материалу, который будет предъявляться на слух, маленький экран.
Речевой материал: будем играть, слушайте, кубик, брось кубик, Сколько? Покажи табличку, дай табличку, верно, неверно, да, нет, молодец, речевой материал, который будет предъявляться на слух.
Ход игры.
Педагог показывает кубик и предлагает бросить его. Затем ребенок называют цифру, написанную на верхней грани, находят соответствующую табличку и отдают ее педагогу. Он произносит слово, словосочетание, фразу, написанную на данной табличке, которую ребенок воспринимают слухо-зрительно. Он повторяет услышанное, или отвечает на вопрос, или выполняет поручение. Аналогично предъявляется следующее задание. В дальнейшем задания предъявляются на слух - за маленьким экраном, в случае затруднения речевой материал предъявляется на слухо-зрительной основе и прочитывается, а затем вновь предлагается для восприятия на слух.
Развитие речи.
Кроссворды
Цели: учить звуко-буквенному анализу знакомых слов, учить читать, уточнять названия предметов по разным темам.
Оборудование: картинки, схемы кроссвордов
Речевой материал: какое это слово? Что это? Заполни клеточки. Напиши слово. Названия предметов по теме, отраженной при составлении кроссворда.
Ход игры
Педагог указывает ребенку на кроссворд и сообщает: «Будем заполнять клеточки. Тут разные слова». Сначала он предлагает рассмотреть и назвать картинки. Затем он объясняет, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда. Если ребенок не знаком с данной игрой, педагог может на примере одного слова показать, как нужно записывать слово в кроссворд. Дальше ребенок называет следующие картинки и вписывает слова в соответствующие части кроссворда. Если данная игра используется редко, в качестве помощи педагог может вписать в кроссворд первые буквы слов.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта - это одежда.
Ход игры
Педагог приводит куклу и сообщает ребенку : «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помоги кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает ребенку взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назови продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки.
Кукла «благодарит» ребенка, ставит свои сумки в машину, прощается и уезжает.
Формирование элементарных математических представлений.
Источники:
1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5 - 6 лет. Часть 3. М., 2012.
2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. /Под ред. Л. А. Головчиц. - М. : 2003.