Гладкова Людмила
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-экономические изменения, которые происходят в нашей стране, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации и содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования и развития социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.
Инклюзивное образование – это один из путей, который обеспечивает равные права, доступность образования для ребенка с любыми психическими и физиологическими возможностями. Инклюзия – эффективный механизм построения инклюзивного общества – общества для всех и для каждого конкретного человека. Эти идеи отражены в законе об образовании, в стратегии развития образования Санкт-Петербурга. При инклюзии у всех участников образовательных отношений меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, усиление воспитательной и социальной направленности обучения.
Публикация «Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В ГБДОУ детский сад № 120 имеется 2 группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интегрированными группами для детей со сложными дефектами. Педагогическая практика работы учителем-логопедом и дефектологом в таких группах показала ограниченную социальную адаптацию детей, посещающих такие группы. Было принято решение о разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы частичного включения ребенка с диагнозом “нарушение опорно-двигательного аппарата” в общеразвивающую группа старшего дошкольного возраста.
При принятии решения о частичном включении ребенка с ОВЗ в группу возрастной нормы учитывалось следующее :
наличие мотивации руководителя ДОУ;
психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии;
наличие необходимых специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога других специалистов);
наличие безбарьерной среды;
возможность повышения квалификации педагогов.
Воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:
- ребенок должен чувствовать себя комфортно и границы возможностей ребенка должны расширяться. Воспитание духовно-нравственных отношений к детям с ОВЗ
.Задачи проекта :
Для детей:
-нормализация эмоционального реагирования в различных коммуникативных ситуациях.
- развитие импрессивной и экспрессивной речи,
-,развитие психических процессов и,мелкой моторики.
-расширение круга социальных связей ребёнка с ОВЗ.
-.побуждать детей к совместной деятельности. и оказывать необходимую помощь при совместной деятельности.
Для педагогов:
-способствовать индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребёнка.
-обучать навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения разрешать конфликты.
Для родителей:
-позитивное отношение ко всем детям. Информационная поддержка родителей
.Для социальных партнё ров:
- демонстрация конструктивных способов поведения. Информационная поддержка родителей
.Форма проведения итогового мероприятия проекта
-Открытое занятие- совместная деятельность с детьми «Винегрет я люблю, всех на свете накормлю»
Продукты проекта :
Оказание помощи, взаимовыручки при совместной деятельности. Фотовыставки «Наши праздники», «Мамина нежность» «Мы вместе». «Мы любим читать».
Инклюзивное обучение и воспитание требует системного подхода к организации деятельности образовательной организации, касается всех участников образовательных отношений. Поэтому, для решения данной проблемы и координации работы была создана творческая группа специалистов, в которую вошли: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, врач, воспитатели специализированной группы и общеразвивающей группы. На заседаниях творческой группы прорабатывались проблемы включения, проводилась подготовительная работа с участниками педагогического процесса.
На I подготовительном этапе была определена общеразвивающая группа для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проведена работа по изучению особенностей группы: режима, программы, приоритетных направлений работы воспитателей, социальной ситуации и эмоциональной атмосферы в группе. Проведена подготовительная работа с участниками образовательных отношений: беседа с родителями ребенка с ОВЗ, анкетирование родителей общеразвивающей группы, консультирование персонала группы, беседы с детьми о людях с ограниченными возможностями здоровья, образовательные ситуации, посещение специализированных групп.
На II этапе частичного включения ребенок с проблемами в развитии кратковременно под руководством учителя-дефектолога посещал общеразвивающую группу. При первом посещении ему была показана группа без детей. В течение 15 минут ребенок мог адаптироваться к новым условиям, к развивающей среде новой группы, поиграть с игрушками, освоиться в новой обстановке. При следующем визите произошло первое знакомство ребенка с ОВЗ с подгруппой нормально развивающихся детей.
На III этапе включения ребенок с ОВЗ систематически по индивидуальному графику, составленному учителем-дефектологом, стал посещать группу. По мере адаптации время пребывания увеличивалось. Индивидуальный график посещения ребенком с ОВЗ общеразвивающей группы учитывает : расписание занятий и режим дня в обеих группах. Включение начинается с участия ребенка с ОВЗ в свободной деятельности с детьми. По мере достижения устойчивой адаптации в группе, ребенка с ОВЗ привлекают к участию в режимных моментах (дежурству, прогулке).
Следующий этап - проведение образовательной деятельности. Учителем-логопедом и дефектологом в соответствии с комплексно-тематическим планом общеразвивающей группы была разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий для ребенка с ОВЗ, включенного в общеразвивающую мини группу..
При проведении образовательной деятельности педагогом был использован широкий спектр педагогических средств, накопленный за 25-летнюю практику работы :
• Дыхательная гимнастика:
• Логопедический массаж:
• Песочная терапия:
. Использование световых столов для рисования песком
• Пальчиковые игры, использование кукол бибабо, театрализация:
ребенок с ОВЗ посещал совместно с детьми общеразвивающей группы музыкальные и физкультурные занятия, коррекционные занятия с педагогом-психологом, изостудию. Участвовала в совместных праздниках.
Эффективность результатов для детей: по результатам комплексного обследования ребенка с ОВЗ, частично включенного в группу детей общеразвивающей группы, была выявлена положительная динамика развития ребенка с ОВЗ. При этом решены следующие задачи:
• установлен тесный контакт с детьми группы в рамках игровой и образовательной деятельности;
• инициирован интерес к сверстникам;
• отмечается динамика в развитии познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);
Для детей общеразвивающей группы знакомство и совместная деятельность с ребенком с ОВЗ – это прививка для жизни в социуме. Учить детей сострадать, понимать, принимать, помогать детям, людям с ограниченными возможностями психического и физического здоровья – главная задача педагога в формировании личности будущего гражданина общества.
Мы разные, но мы вместе!
• Эффективность данных результатов для родителей:
Готовность и желание помогать.
Положительная оценка деятельности ДОУ.
Активизация родительского педагогического потенциала.
Овладение регулярной рефлексией достижений ребёнка.