Светлана Гришина
Советы учителя-дефектолога «Тренировка пальцев рук у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренировка пальцев рук у детей с нарушением зрения
Детям двух лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры.
«Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, ёмкость, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребенок действует левой рукой.
«Игра в футбол». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.
Публикация «Советы учителя-дефектолога „Тренировка пальцев рук у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
«Разноцветные клубочки». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок, перемотать, домотать, размотать.
«Строители». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, заборчик, телевизор, машину.
«Поможем Золушке». Необходимы две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
«Разорви лист по линиям». Лист бумаги расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
«Картины из камешков». Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку.
«С кочки на кочку». На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». «Кочки» можно нарисовать и на бумаге. Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец.
«Путешествие на машине». На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5—7 см друг от друга. Понадобится также фишка — пластмассовый иди деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
«Шнуровка». Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т. д.);
г) выполнить «обметку через край»;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.
«Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет
в руки «волшебную палочку» «Волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож.
«Игра на барабане». Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
«Рыбалка». На столе две коробки, в одной из которых лежат «рыбки» — мелкие фигурки, шарики, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.
Составление фигурок из счетных палочек или спичек. Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, очки, лесенка, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, снежинка, парусник, башня, самолет, кровать, телевизор, собака, часы.
«Сделай так же» -набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка — палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.
«Будь внимательным!» Ребенок убирает руки за спину. Педагог дает команду показать на каждой руке определенное количество пальцев (например, «покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке — 4»). Малыш выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.
«Узоры из ниток». Для работы нужны толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Пользуясь карточками-образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.
«Выгладим платочки». Перед каждым ребенком — скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать то же самое, пользуясь одной рукой.
Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:
— изготовление бус, гирлянд; плетение из резиночек на станках;
— собирание пирамидок, матрешек, мозаики, мисочек-вкладышей;
— работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины; замочков;
— лепка;
— аппликация;
— работа с трафаретами;
— игра с наборами мелких фигурок разной формы, величины, фактуры для развития тактильного восприятия.