Лучший педагог года

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)

Янина Немирова
Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры

«Определи похожий узор».

Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в элементах узора

Материал: берестяные изделия

Описание: к столу с разложенными предметами из бересты подходит ребёнок, выбирает предмет и находит предмет с похожим узором. Вместе с детьми рассматривается чем похож узор (например, изображены цветы, листья; круги, квадраты; животные). Так же можно использовать для занятий по теме «Вышивка», «Роспись»

«Для чего нужны нитки»

Темочки:

Цель: учить различать нитки для вязания, вышивания, шитья: из чего сделаны, для чего используются; расширять словарный запас детей (вязание, шитьё, вышивание; шерстяные, хлопковые; названия одежды)

Материалы: три клубка (хлопковые, шерстяные, для вышивки, изделия (вязаные, хлопковые, с вышивкой)

Описание: Детям предлагается подобрать клубки ниток к различным изделиям. Ребёнок берет клубок и находит изделие, которое выполнено из таких ниток. И рассказывает с помощью вопросов воспитателя: «это шерстяные нитки, для вязания, из них связали свитер». Другой ребёнок берёт другой клубок и ищет соответствующее изделие: «это нитки для вышивания, ими вышили фартук»… «А это нитки из хлопка для шитья, из них сшили юбку». Потом можно предложить подобрать другие изделия к этим клубкам.

«Нужные вещи»

Цель: определять назначение мебели (посуды, одежды) закреплять названия предметов мебели, умение подбирать существительные к глаголу, использовать предлоги.

Материалы: комната со старыми предметами мебели, посуды, одежды

Описание: Игру можно проводить на разную тематику: посуда, одежда. Например, на тему «Мебель» Воспитатель предлагает найти предметы по их назначению. Например, на что можно сесть? (Дети: лавка, скамья, печь) Во что можно положить вещи? (ящик, шкаф, сундук) Куда можно положить спать? (в люльку, на лавку, в кровать)

«Из чего сделано?»

Цель: закреплять знания о предметах старины; активизировать в речи названия предметов,относительные прилагательные.

Материалы: предметы мебели, посуды, одежды

Описание: Воспитатель предлагает взять или указать предмет и рассказать из чего он сделан. Например, по теме «Посуда»: ковш из дерева-деревянный ковш, туесок из бересты-берестяной туесок…

«Выбери предмет»

Цель: закреплять знания о предметах старины, закреплять умение классифицировать предметы по признаку: из чего он сделан.

Материалы: картинки старых предметов или предметы

Описание: детям предлагается выбрать предметы, сделанные из дерева, из глины, из металла, из ткани… Или возможно задание: разделить предметы по группам по принципу из чего они сделаны.

«Хорошо-плохо».

Цель: закреплять знания о старинных предметах, учить сравнивать предметы.

Материалы: предметы по темам современные и старые (например по теме «Обувь»: лапти-кроссовки, валенки-зимние сапоги)

Описание: детям предлагается сравнить предметы старые и современные по удобству, прочности, тяжести и т. д.

«Найди отличия».

Цель: закреплять знания о предметах старины, учить сравнивать предметы – находить сходства и отличия.

Материалы: предметы или картинки с изображением предметов старины по темам.

Описание: детям предлагается сравнить похожие предметы парами, например. По теме «Посуда» чайник и самовар. Дети по очереди говорят. чем похожи эти предметы (и чайник и самовар кипятят воду, у чайника и самовара есть носик, крышка….) и чем отличаются (самовар не ставят на плиту или печь, у самовара есть ножки, а у чайника нет)Воспитатель помогает обращая внимание на детали, которые дети пропустили.

«Подбери наряд»

Цель: закреплять знания об особенностях карельского костюма: женского и мужского, девичьего и женского, праздничного и будничного; различать предметы современной и старинной национальной одежды; закреплять название предметов одежды.

Материалы: манекен, предметы карельской национальной и современной одежды

Описание: двум детям предлагается выбрать подходящие предметы по своему заданию и одеть манекен. Задания могут быть различны: одеть женщину и мужчину в карельский костюм, одеть девушку (девочку) и женщину, одеть в праздничный и будничный наряд. Затем вместе с детьми обсуждается, правильно ли подобраны детали одежды, отличия двух костюмов. Усложнение: возможно положить и современные детали одежды, дети тогда не должны их использовать в костюме.

«Логическая цепочка»

Цель: закреплять знания об истории предметов; учить раскладывать картинки по порядку, воспроизводя историческую логическую цепочку, развивать связную речь

Материалы: методическое пособие «Эволюция обычных вещей» или подборка картинок по темам («История посуды» «История костюма» «Дом» и т. д.)

Описание: Играют один или 2-3 человека. Карточки перемешаны на столе. Нужно собрать логическую цепочку по теме, делая пояснения.

«Ремёсла»

Цель: закреплять знания детей о традиционных карельских ремёслах, названия профессий, развитие связной речи

Материалы: картинки с изображением традиционных профессий, связанных с ремёслами (ткачиха, кузнец, ювелир, гончар)

Описание: воспитатель предлагает посмотреть на картинку, назвать профессию и описать что делает этот человек. Усложнение: составление предложений по картинке.

«Кто чем занят»

Цель: закреплять знания о устройстве быта, распределениях обязанностей в доме. в быту в старину

Материал: демонстрационный материал «Славянская семья: родство и занятия» или создание ситуации с помощью кукол и предметов

Описание: Воспитатель предлагает рассказать по картинке или обстановке описать кто эти люди, какое у них место в семье, чем они занимаются в доме, какие обязанности

«Ответь да или нет»

Цель: закреплять знания о национальных обычаях

Описание: детям предлагается определить какие ответы к вопросам воспитателя подходят. А какие нет, ответив «да» или «нет». Можно с помощью хлопков. Хлопок в ладоши означает «да»

Какие вещи принесли с собой на посиделки девушки? (веретено, пяльцы, прялку, иголку, бумагу, тесьму, шерсть, фломастеры, пластилин).

Во что одевались на прогулку? (кроссовки, сапоги, кеды, босоножки, валенки, лапти) и т. п.

«Карельская роспись»

Цель: учить различать карельский орнамент в росписи предметов

Материалы: предметы с карельской и другими видами росписи: доски, шкатулки…

Описание: на столе раскладываются предметы, а детям по очереди предлагается выбрать из них с карельской росписью. Затем возможно обсуждение отличий в других видах росписи.

Речевые игры

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания о предметах старины, учить узнавать по описанию предмет

Материалы: предметы или картинки с изображением предметов старины

Описание: воспитатель предлагает узнать предмет по описанию, который лежит в сундуке, например, фартук: это предмет одежды, он одевается или на шею или на пояс, он защищает одежду от загрязнений, в Карелии подол часто украшается орнаментом…

«Найди лишнее слово»

Цель: находить лишнее слово по различным признакам; умение обобщать, группировать; закреплять названия старинных предметов

Описание: воспитатель произносит название предметов, дети слушают и определяют лишнее слово, определяют почему этот предмет не подходит к остальным. Темы могут быть различны. Например,

Сапоги-лапти-валенки-шапка

Лавка-стул-ложка-скамья

Лён-чугун-хлопок-шерсть и т. п.

«Лишний предмет»

Цель: учить классифицировать предметы и находить лишний в ряду по разным признакам, учить объяснять, аргументировать свою точку зрения

Материалы: предметы или их изображения

Описание: воспитатель предлагает рассмотреть предметы или их изображения, определить лишний и объяснить почему.

«Придумай предложение со словосочетаниями»

Цель: обогащать активный словарь детей, развивать связную речь

Материалы: возможно использование иллюстраций на тему «Карельский национальный костюм»

Описание: детям предлагается придумать предложения со словосочетаниями. Темы могут быть различны. Например по теме «Национальный костюм»

украшенная вышивкой рубаха

красный сарафан

берестяной ободок

кожаные сапожки и т. п.

«Разгадай ребус»

Цель: повышать интерес к занятиям по краеведению

Материалы: картинки с изображением предметов, начинающихся на буквы загаданного слова

Описание. Детям предлагается составить слово по первым буквам предметов, изображённых на картинках

Например, ребус:

Как раньше в Карелии назывались брюки? (порты)

ы

«Один-много»

Цель: обогащать активный словарь детей, закреплять умение употреблять существительные в единственном и множественном числе

Материалы: мяч

Описание: воспитатель бросает мяч ребёнку произнося слово в единственном числе, детям предлагается изменить слово во множественном числе. Например, по теме «Одежда» рубаха-рубахи, сарафан-сарафаны, прялка-прялки. Усложнение: существительное с прилагательным тёплая душегрея-тёплые душегреи, льняная нитка-льняные нитки…

«Сколько»

Цель: обогащать активный словарь; закреплять умение согласовывать существительное с числительным

Материалы: предметы или картинки с изображением одного и нескольких предметов

Описание: детям предлагается рассмотреть картинку и сосчитать, сколько на ней предметов: здесь пять ложек, пять мисок, один самовар…

«Моё!»

Цель: обогащать словарный запас детей; закреплять умение согласовывать существительное с местоимением

Материалы: предметы старины или картинки с изображением

Описание: воспитатель предлагает взять себе предмет или картинку и сказать чей он? Например, по теме мебель «Это моя лавка, это моя люлька, это моё кресло, это мой шкаф…»

«Найди ошибку»

Цель: закреплять знания по краеведению, развивать внимательность

Описание: воспитатель говорит предложение и предлагает найти ошибку в нём. Предложения могут быть по теме занятия

Например,

Мальчик надел тёплую душегрею.

Кузнец сделал лапти.

Девочка вышивала пуговицу

На столе стоял деревянный чугунок и т. д.

«Назови ласково»

Цель: обогащать словарный запас; закреплять умение использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы

Описание: воспитатель предлагает назвать ласковою Например, по теме «одежда»

Сарафан-сарафанчик, платок-платочек, лента-ленточка, пояс-поясочек, рубашка-рубашечка, фартук-фартучек

«Опиши предмет»

Цель: развивать связную речь, закреплять знания по краеведению

Материалы: предметы по темам или их изображения

Описание: детям предлагается взять и описать предмет по схеме или вопросам. Что это – из чего сделано – кто сделал (профессия)- для чего используется.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в форме игры «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст) Игра «Что? Где? Когда?» (итоговое занятие по обучению грамоте старший дошкольный возраст) Задачи: Обучающие. Закреплять умение проводить.

«Театрализованные игры». Старший дошкольный возраст. Дидактическая игра по развитию речи с использованием мнемотехники.«Театрализованные игры». Старший дошкольный возраст. Дидактическая игра по развитию речи с использованием мнемотехники. Цели: учить разыгрывать сказки используя разные виды моделирования, побуждать детей сочинять сказку с помощью моделей.. Важно понимание.

Детский спортивный праздник. (Младший и старший дошкольный возраст.) «Малые олимпийские игры в детском саду» Детский спортивный праздник (Младший и старший дошкольный возраст.) Тема: «Малые олимпийские игры в детском саду» Цель проведения Олимпийских.

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры» Консультация для воспитателей. Тема: «Речевые дидактические игры» (дошкольный возраст) Автор: Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель.

Мастер-класс «Речевые игры» (часть I) Мастер-класс по теме «Речевые игры». Ребенок дошкольного возраста должен владеть: -звуковой культурной речью, -лексико-грамматическими формами,.

Мастер-класс «Речевые игры» (часть II) В гости к сказке. 1) Игра «Какая это сказка?». Цель: Определить по нескольким словам - что это за сказка. Один ребенок называет слова:.

«Речевые игры» (из опыта работы) Опыт работы. «Хорошая речь – важнейшее условие развития интегративных качеств ребёнка, достижение целевых ориентиров дошкольного образования».

Речевые игры для детей младшего возраста Речевые упражнения для детей младшего дошкольного возраста. Даждик: кап! Птица: кар, кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши).

Речевые игры для старших дошкольников Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры, вы обогащаете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 29 августа 2015 в 16:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Янина Немирова (УИ 351971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД