Янина Немирова
Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры
«Определи похожий узор».
Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в элементах узора
Материал: берестяные изделия
Описание: к столу с разложенными предметами из бересты подходит ребёнок, выбирает предмет и находит предмет с похожим узором. Вместе с детьми рассматривается чем похож узор (например, изображены цветы, листья; круги, квадраты; животные). Так же можно использовать для занятий по теме «Вышивка», «Роспись»
«Для чего нужны нитки»
Публикация «Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Краеведческие игры
- Мой край, мой город. Краеведение
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: учить различать нитки для вязания, вышивания, шитья: из чего сделаны, для чего используются; расширять словарный запас детей (вязание, шитьё, вышивание; шерстяные, хлопковые; названия одежды)
Материалы: три клубка (хлопковые, шерстяные, для вышивки, изделия (вязаные, хлопковые, с вышивкой)
Описание: Детям предлагается подобрать клубки ниток к различным изделиям. Ребёнок берет клубок и находит изделие, которое выполнено из таких ниток. И рассказывает с помощью вопросов воспитателя: «это шерстяные нитки, для вязания, из них связали свитер». Другой ребёнок берёт другой клубок и ищет соответствующее изделие: «это нитки для вышивания, ими вышили фартук»… «А это нитки из хлопка для шитья, из них сшили юбку». Потом можно предложить подобрать другие изделия к этим клубкам.
«Нужные вещи»
Цель: определять назначение мебели (посуды, одежды) закреплять названия предметов мебели, умение подбирать существительные к глаголу, использовать предлоги.
Материалы: комната со старыми предметами мебели, посуды, одежды
Описание: Игру можно проводить на разную тематику: посуда, одежда. Например, на тему «Мебель» Воспитатель предлагает найти предметы по их назначению. Например, на что можно сесть? (Дети: лавка, скамья, печь) Во что можно положить вещи? (ящик, шкаф, сундук) Куда можно положить спать? (в люльку, на лавку, в кровать)
«Из чего сделано?»
Цель: закреплять знания о предметах старины; активизировать в речи названия предметов,относительные прилагательные.
Материалы: предметы мебели, посуды, одежды
Описание: Воспитатель предлагает взять или указать предмет и рассказать из чего он сделан. Например, по теме «Посуда»: ковш из дерева-деревянный ковш, туесок из бересты-берестяной туесок…
«Выбери предмет»
Цель: закреплять знания о предметах старины, закреплять умение классифицировать предметы по признаку: из чего он сделан.
Материалы: картинки старых предметов или предметы
Описание: детям предлагается выбрать предметы, сделанные из дерева, из глины, из металла, из ткани… Или возможно задание: разделить предметы по группам по принципу из чего они сделаны.
«Хорошо-плохо».
Цель: закреплять знания о старинных предметах, учить сравнивать предметы.
Материалы: предметы по темам современные и старые (например по теме «Обувь»: лапти-кроссовки, валенки-зимние сапоги)
Описание: детям предлагается сравнить предметы старые и современные по удобству, прочности, тяжести и т. д.
«Найди отличия».
Цель: закреплять знания о предметах старины, учить сравнивать предметы – находить сходства и отличия.
Материалы: предметы или картинки с изображением предметов старины по темам.
Описание: детям предлагается сравнить похожие предметы парами, например. По теме «Посуда» чайник и самовар. Дети по очереди говорят. чем похожи эти предметы (и чайник и самовар кипятят воду, у чайника и самовара есть носик, крышка….) и чем отличаются (самовар не ставят на плиту или печь, у самовара есть ножки, а у чайника нет)Воспитатель помогает обращая внимание на детали, которые дети пропустили.
«Подбери наряд»
Цель: закреплять знания об особенностях карельского костюма: женского и мужского, девичьего и женского, праздничного и будничного; различать предметы современной и старинной национальной одежды; закреплять название предметов одежды.
Материалы: манекен, предметы карельской национальной и современной одежды
Описание: двум детям предлагается выбрать подходящие предметы по своему заданию и одеть манекен. Задания могут быть различны: одеть женщину и мужчину в карельский костюм, одеть девушку (девочку) и женщину, одеть в праздничный и будничный наряд. Затем вместе с детьми обсуждается, правильно ли подобраны детали одежды, отличия двух костюмов. Усложнение: возможно положить и современные детали одежды, дети тогда не должны их использовать в костюме.
«Логическая цепочка»
Цель: закреплять знания об истории предметов; учить раскладывать картинки по порядку, воспроизводя историческую логическую цепочку, развивать связную речь
Материалы: методическое пособие «Эволюция обычных вещей» или подборка картинок по темам («История посуды» «История костюма» «Дом» и т. д.)
Описание: Играют один или 2-3 человека. Карточки перемешаны на столе. Нужно собрать логическую цепочку по теме, делая пояснения.
«Ремёсла»
Цель: закреплять знания детей о традиционных карельских ремёслах, названия профессий, развитие связной речи
Материалы: картинки с изображением традиционных профессий, связанных с ремёслами (ткачиха, кузнец, ювелир, гончар)
Описание: воспитатель предлагает посмотреть на картинку, назвать профессию и описать что делает этот человек. Усложнение: составление предложений по картинке.
«Кто чем занят»
Цель: закреплять знания о устройстве быта, распределениях обязанностей в доме. в быту в старину
Материал: демонстрационный материал «Славянская семья: родство и занятия» или создание ситуации с помощью кукол и предметов
Описание: Воспитатель предлагает рассказать по картинке или обстановке описать кто эти люди, какое у них место в семье, чем они занимаются в доме, какие обязанности
«Ответь да или нет»
Цель: закреплять знания о национальных обычаях
Описание: детям предлагается определить какие ответы к вопросам воспитателя подходят. А какие нет, ответив «да» или «нет». Можно с помощью хлопков. Хлопок в ладоши означает «да»
Какие вещи принесли с собой на посиделки девушки? (веретено, пяльцы, прялку, иголку, бумагу, тесьму, шерсть, фломастеры, пластилин).
Во что одевались на прогулку? (кроссовки, сапоги, кеды, босоножки, валенки, лапти) и т. п.
«Карельская роспись»
Цель: учить различать карельский орнамент в росписи предметов
Материалы: предметы с карельской и другими видами росписи: доски, шкатулки…
Описание: на столе раскладываются предметы, а детям по очереди предлагается выбрать из них с карельской росписью. Затем возможно обсуждение отличий в других видах росписи.
Речевые игры
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять знания о предметах старины, учить узнавать по описанию предмет
Материалы: предметы или картинки с изображением предметов старины
Описание: воспитатель предлагает узнать предмет по описанию, который лежит в сундуке, например, фартук: это предмет одежды, он одевается или на шею или на пояс, он защищает одежду от загрязнений, в Карелии подол часто украшается орнаментом…
«Найди лишнее слово»
Цель: находить лишнее слово по различным признакам; умение обобщать, группировать; закреплять названия старинных предметов
Описание: воспитатель произносит название предметов, дети слушают и определяют лишнее слово, определяют почему этот предмет не подходит к остальным. Темы могут быть различны. Например,
Сапоги-лапти-валенки-шапка
Лавка-стул-ложка-скамья
Лён-чугун-хлопок-шерсть и т. п.
«Лишний предмет»
Цель: учить классифицировать предметы и находить лишний в ряду по разным признакам, учить объяснять, аргументировать свою точку зрения
Материалы: предметы или их изображения
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть предметы или их изображения, определить лишний и объяснить почему.
«Придумай предложение со словосочетаниями»
Цель: обогащать активный словарь детей, развивать связную речь
Материалы: возможно использование иллюстраций на тему «Карельский национальный костюм»
Описание: детям предлагается придумать предложения со словосочетаниями. Темы могут быть различны. Например по теме «Национальный костюм»
украшенная вышивкой рубаха
красный сарафан
берестяной ободок
кожаные сапожки и т. п.
«Разгадай ребус»
Цель: повышать интерес к занятиям по краеведению
Материалы: картинки с изображением предметов, начинающихся на буквы загаданного слова
Описание. Детям предлагается составить слово по первым буквам предметов, изображённых на картинках
Например, ребус:
Как раньше в Карелии назывались брюки? (порты)
ы
«Один-много»
Цель: обогащать активный словарь детей, закреплять умение употреблять существительные в единственном и множественном числе
Материалы: мяч
Описание: воспитатель бросает мяч ребёнку произнося слово в единственном числе, детям предлагается изменить слово во множественном числе. Например, по теме «Одежда» рубаха-рубахи, сарафан-сарафаны, прялка-прялки. Усложнение: существительное с прилагательным тёплая душегрея-тёплые душегреи, льняная нитка-льняные нитки…
«Сколько»
Цель: обогащать активный словарь; закреплять умение согласовывать существительное с числительным
Материалы: предметы или картинки с изображением одного и нескольких предметов
Описание: детям предлагается рассмотреть картинку и сосчитать, сколько на ней предметов: здесь пять ложек, пять мисок, один самовар…
«Моё!»
Цель: обогащать словарный запас детей; закреплять умение согласовывать существительное с местоимением
Материалы: предметы старины или картинки с изображением
Описание: воспитатель предлагает взять себе предмет или картинку и сказать чей он? Например, по теме мебель «Это моя лавка, это моя люлька, это моё кресло, это мой шкаф…»
«Найди ошибку»
Цель: закреплять знания по краеведению, развивать внимательность
Описание: воспитатель говорит предложение и предлагает найти ошибку в нём. Предложения могут быть по теме занятия
Например,
Мальчик надел тёплую душегрею.
Кузнец сделал лапти.
Девочка вышивала пуговицу
На столе стоял деревянный чугунок и т. д.
«Назови ласково»
Цель: обогащать словарный запас; закреплять умение использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы
Описание: воспитатель предлагает назвать ласковою Например, по теме «одежда»
Сарафан-сарафанчик, платок-платочек, лента-ленточка, пояс-поясочек, рубашка-рубашечка, фартук-фартучек
«Опиши предмет»
Цель: развивать связную речь, закреплять знания по краеведению
Материалы: предметы по темам или их изображения
Описание: детям предлагается взять и описать предмет по схеме или вопросам. Что это – из чего сделано – кто сделал (профессия)- для чего используется.