МААМ-картинки

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)

Янина Немирова
Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры

«Определи похожий узор».

Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в элементах узора

Материал: берестяные изделия

Описание: к столу с разложенными предметами из бересты подходит ребёнок, выбирает предмет и находит предмет с похожим узором. Вместе с детьми рассматривается чем похож узор (например, изображены цветы, листья; круги, квадраты; животные). Так же можно использовать для занятий по теме «Вышивка», «Роспись»

«Для чего нужны нитки»

Публикация «Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Цель: учить различать нитки для вязания, вышивания, шитья: из чего сделаны, для чего используются; расширять словарный запас детей (вязание, шитьё, вышивание; шерстяные, хлопковые; названия одежды)

Материалы: три клубка (хлопковые, шерстяные, для вышивки, изделия (вязаные, хлопковые, с вышивкой)

Описание: Детям предлагается подобрать клубки ниток к различным изделиям. Ребёнок берет клубок и находит изделие, которое выполнено из таких ниток. И рассказывает с помощью вопросов воспитателя: «это шерстяные нитки, для вязания, из них связали свитер». Другой ребёнок берёт другой клубок и ищет соответствующее изделие: «это нитки для вышивания, ими вышили фартук»… «А это нитки из хлопка для шитья, из них сшили юбку». Потом можно предложить подобрать другие изделия к этим клубкам.

«Нужные вещи»

Цель: определять назначение мебели (посуды, одежды) закреплять названия предметов мебели, умение подбирать существительные к глаголу, использовать предлоги.

Материалы: комната со старыми предметами мебели, посуды, одежды

Описание: Игру можно проводить на разную тематику: посуда, одежда. Например, на тему «Мебель» Воспитатель предлагает найти предметы по их назначению. Например, на что можно сесть? (Дети: лавка, скамья, печь) Во что можно положить вещи? (ящик, шкаф, сундук) Куда можно положить спать? (в люльку, на лавку, в кровать)

«Из чего сделано?»

Цель: закреплять знания о предметах старины; активизировать в речи названия предметов,относительные прилагательные.

Материалы: предметы мебели, посуды, одежды

Описание: Воспитатель предлагает взять или указать предмет и рассказать из чего он сделан. Например, по теме «Посуда»: ковш из дерева-деревянный ковш, туесок из бересты-берестяной туесок…

«Выбери предмет»

Цель: закреплять знания о предметах старины, закреплять умение классифицировать предметы по признаку: из чего он сделан.

Материалы: картинки старых предметов или предметы

Описание: детям предлагается выбрать предметы, сделанные из дерева, из глины, из металла, из ткани… Или возможно задание: разделить предметы по группам по принципу из чего они сделаны.

«Хорошо-плохо».

Цель: закреплять знания о старинных предметах, учить сравнивать предметы.

Материалы: предметы по темам современные и старые (например по теме «Обувь»: лапти-кроссовки, валенки-зимние сапоги)

Описание: детям предлагается сравнить предметы старые и современные по удобству, прочности, тяжести и т. д.

«Найди отличия».

Цель: закреплять знания о предметах старины, учить сравнивать предметы – находить сходства и отличия.

Материалы: предметы или картинки с изображением предметов старины по темам.

Описание: детям предлагается сравнить похожие предметы парами, например. По теме «Посуда» чайник и самовар. Дети по очереди говорят. чем похожи эти предметы (и чайник и самовар кипятят воду, у чайника и самовара есть носик, крышка….) и чем отличаются (самовар не ставят на плиту или печь, у самовара есть ножки, а у чайника нет)Воспитатель помогает обращая внимание на детали, которые дети пропустили.

«Подбери наряд»

Цель: закреплять знания об особенностях карельского костюма: женского и мужского, девичьего и женского, праздничного и будничного; различать предметы современной и старинной национальной одежды; закреплять название предметов одежды.

Материалы: манекен, предметы карельской национальной и современной одежды

Описание: двум детям предлагается выбрать подходящие предметы по своему заданию и одеть манекен. Задания могут быть различны: одеть женщину и мужчину в карельский костюм, одеть девушку (девочку) и женщину, одеть в праздничный и будничный наряд. Затем вместе с детьми обсуждается, правильно ли подобраны детали одежды, отличия двух костюмов. Усложнение: возможно положить и современные детали одежды, дети тогда не должны их использовать в костюме.

«Логическая цепочка»

Цель: закреплять знания об истории предметов; учить раскладывать картинки по порядку, воспроизводя историческую логическую цепочку, развивать связную речь

Материалы: методическое пособие «Эволюция обычных вещей» или подборка картинок по темам («История посуды» «История костюма» «Дом» и т. д.)

Описание: Играют один или 2-3 человека. Карточки перемешаны на столе. Нужно собрать логическую цепочку по теме, делая пояснения.

«Ремёсла»

Цель: закреплять знания детей о традиционных карельских ремёслах, названия профессий, развитие связной речи

Материалы: картинки с изображением традиционных профессий, связанных с ремёслами (ткачиха, кузнец, ювелир, гончар)

Описание: воспитатель предлагает посмотреть на картинку, назвать профессию и описать что делает этот человек. Усложнение: составление предложений по картинке.

«Кто чем занят»

Цель: закреплять знания о устройстве быта, распределениях обязанностей в доме. в быту в старину

Материал: демонстрационный материал «Славянская семья: родство и занятия» или создание ситуации с помощью кукол и предметов

Описание: Воспитатель предлагает рассказать по картинке или обстановке описать кто эти люди, какое у них место в семье, чем они занимаются в доме, какие обязанности

«Ответь да или нет»

Цель: закреплять знания о национальных обычаях

Описание: детям предлагается определить какие ответы к вопросам воспитателя подходят. А какие нет, ответив «да» или «нет». Можно с помощью хлопков. Хлопок в ладоши означает «да»

Какие вещи принесли с собой на посиделки девушки? (веретено, пяльцы, прялку, иголку, бумагу, тесьму, шерсть, фломастеры, пластилин).

Во что одевались на прогулку? (кроссовки, сапоги, кеды, босоножки, валенки, лапти) и т. п.

«Карельская роспись»

Цель: учить различать карельский орнамент в росписи предметов

Материалы: предметы с карельской и другими видами росписи: доски, шкатулки…

Описание: на столе раскладываются предметы, а детям по очереди предлагается выбрать из них с карельской росписью. Затем возможно обсуждение отличий в других видах росписи.

Речевые игры

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания о предметах старины, учить узнавать по описанию предмет

Материалы: предметы или картинки с изображением предметов старины

Описание: воспитатель предлагает узнать предмет по описанию, который лежит в сундуке, например, фартук: это предмет одежды, он одевается или на шею или на пояс, он защищает одежду от загрязнений, в Карелии подол часто украшается орнаментом…

«Найди лишнее слово»

Цель: находить лишнее слово по различным признакам; умение обобщать, группировать; закреплять названия старинных предметов

Описание: воспитатель произносит название предметов, дети слушают и определяют лишнее слово, определяют почему этот предмет не подходит к остальным. Темы могут быть различны. Например,

Сапоги-лапти-валенки-шапка

Лавка-стул-ложка-скамья

Лён-чугун-хлопок-шерсть и т. п.

«Лишний предмет»

Цель: учить классифицировать предметы и находить лишний в ряду по разным признакам, учить объяснять, аргументировать свою точку зрения

Материалы: предметы или их изображения

Описание: воспитатель предлагает рассмотреть предметы или их изображения, определить лишний и объяснить почему.

«Придумай предложение со словосочетаниями»

Цель: обогащать активный словарь детей, развивать связную речь

Материалы: возможно использование иллюстраций на тему «Карельский национальный костюм»

Описание: детям предлагается придумать предложения со словосочетаниями. Темы могут быть различны. Например по теме «Национальный костюм»

украшенная вышивкой рубаха

красный сарафан

берестяной ободок

кожаные сапожки и т. п.

«Разгадай ребус»

Цель: повышать интерес к занятиям по краеведению

Материалы: картинки с изображением предметов, начинающихся на буквы загаданного слова

Описание. Детям предлагается составить слово по первым буквам предметов, изображённых на картинках

Например, ребус:

Как раньше в Карелии назывались брюки? (порты)

ы

«Один-много»

Цель: обогащать активный словарь детей, закреплять умение употреблять существительные в единственном и множественном числе

Материалы: мяч

Описание: воспитатель бросает мяч ребёнку произнося слово в единственном числе, детям предлагается изменить слово во множественном числе. Например, по теме «Одежда» рубаха-рубахи, сарафан-сарафаны, прялка-прялки. Усложнение: существительное с прилагательным тёплая душегрея-тёплые душегреи, льняная нитка-льняные нитки…

«Сколько»

Цель: обогащать активный словарь; закреплять умение согласовывать существительное с числительным

Материалы: предметы или картинки с изображением одного и нескольких предметов

Описание: детям предлагается рассмотреть картинку и сосчитать, сколько на ней предметов: здесь пять ложек, пять мисок, один самовар…

«Моё!»

Цель: обогащать словарный запас детей; закреплять умение согласовывать существительное с местоимением

Материалы: предметы старины или картинки с изображением

Описание: воспитатель предлагает взять себе предмет или картинку и сказать чей он? Например, по теме мебель «Это моя лавка, это моя люлька, это моё кресло, это мой шкаф…»

«Найди ошибку»

Цель: закреплять знания по краеведению, развивать внимательность

Описание: воспитатель говорит предложение и предлагает найти ошибку в нём. Предложения могут быть по теме занятия

Например,

Мальчик надел тёплую душегрею.

Кузнец сделал лапти.

Девочка вышивала пуговицу

На столе стоял деревянный чугунок и т. д.

«Назови ласково»

Цель: обогащать словарный запас; закреплять умение использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы

Описание: воспитатель предлагает назвать ласковою Например, по теме «одежда»

Сарафан-сарафанчик, платок-платочек, лента-ленточка, пояс-поясочек, рубашка-рубашечка, фартук-фартучек

«Опиши предмет»

Цель: развивать связную речь, закреплять знания по краеведению

Материалы: предметы по темам или их изображения

Описание: детям предлагается взять и описать предмет по схеме или вопросам. Что это – из чего сделано – кто сделал (профессия)- для чего используется.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в форме игры «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст) Игра «Что? Где? Когда?» (итоговое занятие по обучению грамоте старший дошкольный возраст) Задачи: Обучающие. Закреплять умение проводить.

«Театрализованные игры». Старший дошкольный возраст. Дидактическая игра по развитию речи с использованием мнемотехники.«Театрализованные игры». Старший дошкольный возраст. Дидактическая игра по развитию речи с использованием мнемотехники. Цели: учить разыгрывать сказки используя разные виды моделирования, побуждать детей сочинять сказку с помощью моделей.. Важно понимание.

Детский спортивный праздник. (Младший и старший дошкольный возраст.) «Малые олимпийские игры в детском саду» Детский спортивный праздник (Младший и старший дошкольный возраст.) Тема: «Малые олимпийские игры в детском саду» Цель проведения Олимпийских.

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры» Консультация для воспитателей. Тема: «Речевые дидактические игры» (дошкольный возраст) Автор: Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель.

Мастер-класс «Речевые игры» (часть I) Мастер-класс по теме «Речевые игры». Ребенок дошкольного возраста должен владеть: -звуковой культурной речью, -лексико-грамматическими формами,.

Мастер-класс «Речевые игры» (часть II) В гости к сказке. 1) Игра «Какая это сказка?». Цель: Определить по нескольким словам - что это за сказка. Один ребенок называет слова:.

«Речевые игры» (из опыта работы) Опыт работы. «Хорошая речь – важнейшее условие развития интегративных качеств ребёнка, достижение целевых ориентиров дошкольного образования».

Речевые игры для детей младшего возраста Речевые упражнения для детей младшего дошкольного возраста. Даждик: кап! Птица: кар, кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши).

Речевые игры для старших дошкольников Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры, вы обогащаете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 29 августа 2015 в 16:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Янина Немирова (УИ 351971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД