Андреева Мария
Игры на развитие фонематического слуха «Кто хлопал? Что звучит? Тихо-громко»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слухового внимания и восприятия
«Кто хлопал?»
Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто ему хлопал.
«Что звучит?»
Логопед за ширмой воспроизводит звучание инструментов (дудочки, барабана, колокольчика, балалайки и др.). Дети должны отгадать, каким инструментом воспроизводится звук.
Публикация «Игры на развитие фонематического слуха „Кто хлопал? Что звучит? Тихо-громко“» размещена в разделах
«Тихо-громко»
Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагог стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если ещё более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.
«Найди картинку»
Педагог раскладывает перед ребёнком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям даётся задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы педагога закрываются).
«Хлопки»
Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовёт животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
«Кто летит»
Педагог сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолёт летит). Но иногда он будет ошибаться ( например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
«Запомни слова»
Педагог называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.
Игры на выделение звука из слова
«Утки и окуни»
Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Дети делятся на две команды – «окуни» и «утки». Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным звуком О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово со звуком У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.
Слова для игры : обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, утро, умный, узкий, уголь.
«Сколько слов со звуком С»
Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком С. Дети получают задание слушать текст, находить слова с заданным звуком и запоминать из. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.
«Угадай, какой звук играет с тобой в прятки»
Цель: научить определять на слух, какой звук слышится в тексте.
В данной игре детям предлагается определить самостоятельно, какой звук много раз повторяется много раз в тексте стихотворения. Вначале текст произносится с утрированным протяжным выговариванием нужных звуков. Ведущий читает текст и спрашивает: «Какой звук вы слышали чаще других?» Дети должны назвать звук и привести примеры слов, которые звучали в игре. Выигрывает тот, кто больше назовёт правильных слов.
«Кто найдет двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счёту.
Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и
содержащих в названии звук С
(таких картинок должно быть двадцать).
Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовёт больше предметов. Если в наличии имеется две одинаковых картинки, дают определённое время для поиска. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
Игры на определение первого звука в слове.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Составь слово»
У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, но не алфавитное её название, а как звук. Дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый помогает ему, и таким образом обучает его первоначальному чтению.
«Найди сбежавший звук»
Цель: определение первого звука в словах в собственной речи.
Ведущий читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший» звук. За каждый правильно названный звук даётся очко. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.
«Назови первый звук своего имени»
Воспитатель предлагает ребёнку, которому бросает мяч, назвать своё имя с выделением первого звука в слове и этот же звук произнести изолированно.
В игре принимают участие все дети.
«Цветочный магазин»
Логопед выставляет на фланелеграфе картинки с изображением цветов, вместе с детьми называет их.
Логопед. Эти цветы продаются, но купить их сможет только тот, кто правильно назовёт цветок и первый звук слова.
В игре должны принять участие все дети, поэтому можно использовать парные картинки: красная и жёлтая роза, красный и сиреневый тюльпан и др.
Логопед. Какие ещё цветы мы попросим привезти на следующее занятие? (дети называют знакомые цветы).
Игры на выделение первого и последнего звука в слове
«Замкни цепочку»
Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того же звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устными, с перекидыванием мяча, а можно выполнять настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, то есть начало сходится с концом. Начинать игру нужно с картинки, помеченной специальным значком.
«Доскажи звук»
Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.
Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Ведущий произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Если сказано неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки.