Юлия Тришкина
Развитие фонематического слуха у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Родители часто полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.
Темочки:
Проблема обеспечения речевой готовности детей к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных в современном мире. Готовность ребёнка к обучению грамоте определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от смыслового значения слова к его звуковому составу, к умению различать и узнавать в слове отдельные звуки, определять их последовательность, количество, место по отношению к другим звукам слова. Как известно, речь и слух неразрывно связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим, так сказать, о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слов.
Для чего нужен ребёнку хороший фонематический слух?
Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слов.
Замедленное развитие фонематического слуха — явление достаточно частое. По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи окружающих; дети безразлично относятся к тому, как говорят они сами и как говорят другие, их слуховое (акустическое, звуковое) внимание ослаблено. Дети со слабо развитым фонематическим слухом не могут определить, из каких звуков состоит слово, даже правильно сказанное ими самими, путают слова, близкие по звучанию, слова с одинаковой ударностью, с одинаковым ритмическим рисунком, не могут выделить начальный и конечный звуки слова и т. д.
Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что главную основу правописания составляет хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, его составляющих, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков. Он же рекомендовал при обучении грамоте больше останавливаться на звуках, составляющих слова.
В письме детей с недоразвитием фонематического слуха отмечается пестрая картина самых разнообразных ошибок: пропуски гласных, согласных, целых слогов, перестановки букв, слогов и самих слов, смешения и всевозможные искажения. У детей с недостаточно развитым вниманием, с неустойчивым слуховым восприятием особенно страдает письмо под диктовку, списывание им удается значительно лучше. Разумеется, трудности в обучении письму, встречающиеся у школьников, не только с недостатками фонематического слуха — здесь могут быть и другие причины.
Ребенок в 4-6 лет должен уметь:
1. Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет).
2. Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет).
3. Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет).
4. Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет).
5. Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет).
6. Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости- глухости (к 5 годам).
7. Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет).
8. Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет).
9. Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет).
10. Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет). 11. Определять место звука в слове (к 6 годам).
12. Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др.
Проверить фонематический слух вы можете и сами:
1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА – ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д.
2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА- БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-КА-ПО и т. д.
3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком (т. е. близкие по звучанию, но разные по смыслу).
Например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак – Лак, Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и попросите показать, где коЗа, коСа, миШка, миСка и т. д.
4. В конце можно дать такое задание: я буду произносить разные звуки, если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а–п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.
Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; сонорные: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ; звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. Д.
Как же развивать фонематический слух?
С самого раннего возраста необходимо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Пусть ребенок прислушается к звукам, которые слышит дома и на улице, пусть научится различать, что это за звук, от чего он.
Воспитывая внимание и интерес к речи, надо научить ребенка определять, есть ли заданный звук в слове, например, есть ли звук «ш» в слове «кошка», где он находится - в начале, в середине, в конце слова, выделять первый и последний звук слова. Можно придумывать слова, начинающиеся с заданного звука, и те, в которых он есть. Предложите ребенку отобрать картинки из ряда других на определенный звук.
Родители и педагоги должны помнить, что только на естественное развитие ребенка полагаться нельзя, должны понимать затруднения детей с недоразвитием фонематического слуха и активно вмешиваться в его формирование. Разумеется, необходимо проверить и физический слух ребенка у врача-отоларинголога, если есть хоть малейшее сомнение в его полноценности.
Своевременное развитие фонематического слуха — залог правильной речи, и успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.
Подготовил: учитель – логопед МБДОУ № 99
Тришкина Юлия Владимировна
Материалы взяты с просторов интернета.