Папоян Сюзанна
Конспект образовательной деятельности по развитию интонационной выразительности «Тихо-громко» детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
ОО «Речевое развитие» :
Развивать интонационную культуру речи : пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями;
формировать умение соотносить слова, обозначающие названия животных, с их действиями (глаголами);
продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
закрепить умение произносить чистоговорки с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом) и темпом.
Обогащение словаря: угомонились, беспокоить отдыхающих
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию интонационной выразительности „Тихо-громко“ детьми средней группы» размещена в разделах
Активизация словаря: колыбельная, аукаться, перекликаться, чистоговорки, скороговорки
ОО «Познавательное развитие» :
Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: громкость голоса человека зависит от ситуации, в которой он что-либо говорит;
расширять представления о домашних и диких животных (особенности передвижения);
воспитывать у детей любовь к животным.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание: забота мамы о малышах, забота о малышах и о домашних животных.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
стимулировать у детей сопереживание персонажам художественных произведений в процессе восприятия художественной литературы, фольклора;
Использование современных образовательных технологий : «Соты»
Материалы и оборудование:
Пособие «Соты» (2, картинки домашних и диких животных, мячик, мягкая игрушка Кошка
Предварительная работа:
Использование в образовательной деятельности пособия «Соты»
Заучивание и работа с чистоговорками, скороговорками
Отгадывание и загадывание детьми загадок
Ход:
Педагог: Ребята, как нужно говорить – громко или тихо?
Дети: Громко, тихо….
- А может быть, как-то средне между громко и тихо?
Педагог: Попробуем определить, кто же прав. Послушайте, какую песенку перед сном мама поет своему маленькому сыну или дочке:
Баю-баю, засыпай
Глазки крепко закрывай,
Спи спокойно милый мой,
Буду рядом я с тобой.
- Почему мама поет тихонько, нежным голосом?
Дети: Чтобы мы уснули.
Педагог: Правильно, чтобы убаюкать ребенка, нужны ласковые и тихие слова, которые нельзя произносить громко, ведь песенка так и называется «Колыбельная». Итак, заснули ребятишки, угомонились. И все вокруг тоже погружается в тишину.
Тихо, тихо, тихо, тихо
Не шумите.
Спит Ежиха.
Как колючие клубочки,
Рядом спят ее сыночки.
- Если вы уже не спите, а другие еще спят, и вам нужно с кем-то срочно поговорить, вы это будете делать громко или тихо?
Дети: Тихо
Педагог: Вы правы, нельзя беспокоить отдыхающих людей громким голосом, в таком случае нужно говорить тихо.
(Педагог читается отрывок из сказки)
«Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку… «Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!». Дедушка с бабушкой отвечают: «Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься!» Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать…»
Педагог: Как вы думаете, Машенька тихо или громко аукалась, звала подружек?
Дети: Громко
Педагог: Интересно, почему люди в лесу чаще всего аукаются?
Дети: Чтобы не заблудиться, чтобы слышно было друг друга…
Педагог: Произнесите: «А-у-у-у…» А если вы пойдете с друзьями в лес, как вы будете перекликаться, аукаться, чтобы не потеряться, не заблудиться?
Дети: «А-у-у-у…» (громко)
Педагог: Разбегайтесь по группе, все вместе поиграем.
- Аня, а-у-у-у!
Ребенок: А-у-у-у!
Педагог: Аня нашлась, беги скорее ко мне.
(Так постепенно все дети собираются вместе)
Педагог: Ребята отгадайте загадку:
Мягкие лапки.
На лапках царапки.
Кто это?
Дети: Кошка
Педагог вносит игрушку Кошку
Педагог: Давайте с ней поговорим.
Кошка, как тебя зовут?
Мяу! (приветливо)
Стережешь ты мышку тут?
Мяу! (решительно)
Кошка, хочешь молочка?
Мяу! (утвердительно)
А в товарищи щенка?
Фр-р-р! … (сердито)
Физкультминутка.
П/и «Карусель» : дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После двух-трех кругов «Карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра»
Педагог: (за кошку) В теплом домике под крышей, жили серенькие мыши. Папа-мышка, мама-мышка и сынишка-шалунишка.
- Ребята давайте изобразим голосом : Папу-мышку
Дети: (по очереди) Пи-пи-пи-пи (низко)
Педагог:
- Маму-мышку
Дети: Пи-пи-пи-пи (повыше)
Педагог:
-А теперь сынишку-шалунишку
Дети: Пи-пи-пи-пи (высоко)
Педагог: Говорить четко, без ошибок помогают нам маленькие стихи – чистоговорки. Давайте будем отчетливо выговаривать все звуки и слоги в словах.
- За-за-за - вот идет коза.
Дети повторяют чистоговорку громко и шепотом, хором и индивидуально.
– Зу-зу-зу - мы пасем козу.
Проговаривают отдельно девочки и мальчики; с вопросительной интонацией и с восклицательной.
- Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Дети выполняют.
Педагог подходит к ребенку, дает ему мячик.
Педагог: Вова, ты начни говорить эту скороговорку, а потом передай мячик своему соседу, он продолжит.
Таким образом, мячик переходит от одного ребенка к другому, дети произносят скороговорку по частям.
Интерактивная технология «Соты»
В центральной ячейке сот – у первой команды картинка «Дом», у второй команды «Лес». На общем столе картинки с изображением диких и домашних животных.
Этапы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
МОТИВАЦИОННЫЙ
Организует предъявление ситуации, вовлекающей детей в совместную образовательную деятельность.
Стимулирует проявление интереса детей.
- В наших сотах располагаются картинки, обозначающие диких и домашних животных. Ваша задача найти соответствующие картинки с животными на этом столе и вложить их в соты.
- После выполнения задания необходимо назвать выбранное животное рассказать, что делает животное и передать звуком его голос.
Принимают предложенную ситуацию
Обдумывают возможные варианты.
Определяют характер своей активности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Помогает распределиться на 2 команды.
- Договоритесь, кто с кем будет выполнять задание
Уточняет правила и нормы
взаимодействия.
- Вспомните правила работы в команде.
Распределяются на 2 команды.
Осознают нормы и правила сотрудничества
( Высказать свое мнение: внимательно выслушать товарища; не перебивать говорящего; если что-то непонятно – задать вопрос).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Активизирует необходимые знания детей.
- Все животные разговаривает по-своему. Каждый из вас выберет животное, назовет, что делает это животное и передаст звуками его голос.
Корова мычит - Му-у-у-у…
Гусь гогочет – Га-га-га…
Кошка мяукает - Мяу-у-у…
Собака лает – Гав-гав…
Петух кукарекает - Ку-ка-ре-ку…
Лошадь ржет – Иго-го…
Волк воет – У-у-у-у-у…
Еж фыркает - Фр-фр-фр…
Тигр рычит - Р-р-р-р…
Лягушка квакает - Ква-а-а-ква-а-а…
Ворона каркает - Кар-кар…
Жук жужжит - Ж-ж-ж…
Включается в совместную с детьми деятельность на разных ролях, определяемых ситуацией, на основе партнерской позиции.
Стимулирует проявление интереса детей.
Поощряет детей за активность, творчество при выполнении задания, интонационную выразительность.
- Молодец, очень точно передал голос тигра!
Поощряет детей за соблюдение правил сотрудничества.
- Молодцы! Ваша команда соблюдает правила сотрудничества!
Выставляют свою карточку в ячейку сот.
Дети высказывают свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Проявляют активность, интерес в ходе выполнения задания.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Помогает детям соотнести результаты деятельности с поставленными задачами.
-Какая команда готова рассказать о своем животном? Я предлагаю послушать, как задание выполнили команды.
Организует активную оценочно-рефлексивную деятельность детей.
- Проанализируйте ответы своих сверстников. Чей рассказ понравился больше и почему?
- Кто еще хочет высказать свое мнение? Вы согласны? Почему вы так думаете?
- Кто еще хочет что-то добавить?
- Легко ли вам было работать в командах? А кому трудно? Почему?
Дети представляют свой ответ.
Проводят анализ работы в командах (взаимо - и самоанализ).
Педагог: Ребят, мы сегодня с вами узнали, где нужно разговаривать тихо, а где громко. Поиграли с кошечкой. Вспомнили голоса домашних и диких животных. Мне очень понравилось, как вы играли.