Татьяна Савельева
Консультация для родителей «развитие фонематического слуха у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие фонематического слуха у детей 5 -6 лет»
В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха. Фонематическим слухом называют способность отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
Публикация «Консультация для родителей „развитие фонематического слуха у детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает, запоминает, повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Для детей старшего дошкольного возраста очень важно развивать слуховое внимание и фонематический слух, так как это важные составные успешного освоения грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы, профилактика нарушений чтения - дислексии, и нарушения письма - дисграфии.
Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.
Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала — звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. А помогут в этом игры, в которые вы можете поиграть дома.
Играя с ребенком, будьте уважительны и дружелюбны к нему. Он должен чувствовать, что это не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра. Хвалите и поощряйте ребенка за малейшие успехи, будьте терпеливы к его маленьким неудачам.
Приведённые далее игры просты и понятны, не требуют временных затрат. Они окажут существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развития слухового внимания, фонематического слуха у ваших детей.
Игры на развитие слухового внимания :
"Услышишь - хлопни". Взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
"Придумай слова на заданный звук". Взрослый просит придумать 3-4
слова на заданный звук.
"Назови первый звук в слове". Взрослый называет слово, а ребёнок называет первый звук в слове.
"Назови последний звук в слове". Взрослый называет слово, а ребёнок определяет, на какой звук слово заканчивается. Важно придумывать слова с чётко звучащим звуком, написание которого не расходилось бы с произношением.
"Подскажи словечко". Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение ( например: "Наша Таня громко плачет…") При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.
"Прятки". Ребёнок выходит из комнаты, взрослый прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте он спрятан.
"Где звенит?". Ребёнок закрывает глаза, а взрослый звенит колокольчиком из разных мест комнаты. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление.
"Угадай, чей голосок". Взрослый звуками, изображает какой-то предмет: паровоз, машину, самолёт или звукоподражанием изображает кошку, собаку, лошадь, петуха, курицу, а ребёнок отгадывает, кого или что он услышал. Затем попросите ребёнка сделать тоже самое, а вы отгадаете услышанные звуки.
«Поймай слово»
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р — комар, Ж-У-К — жук, О-С-А — оса, М-У-Х-А — муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А — бабочка…
«Исправь Незнайкины ошибки.»
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:
Какой первый (последний) звук в слове собака?
Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
Сколько слогов в слове кошка (корова?
Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.