Махруткина Оксана
Рекомендации родителям «Развитие фонематического слуха у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух отвечает за различие фонем (звуков) речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы.
Публикация «Рекомендации родителям „Развитие фонематического слуха у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать)то, что он услышал а не то, что ему сказали на самом деле.
К пяти годам ребенок должен уже уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
-наша речь состоит из предложений.
-предложения состоят из слов.
-слова состоят из слогов.
-слоги состоят из звуков.
-Буква-это то, что мы видим и пишем.
-Звук- это то, что мы слышим и
произносим.
-Звук на письме обозначаем буквой.
Для того, чтобы хорошо был развит фонематический слух необходимо играть с вашим ребенком в следующие игры:
-Хлопай не зевай.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов,слов);а ребенок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
-Найди нужное слово.
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
-Подумай, не торопись.
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова пол.
Подбери слово, чтобы первый звук был бы т, а последний – а.
-Сложи звук.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: Н, О, С. -нос.
-Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
-Найди лишнее слово.
Взрослый называет слова, а ребенок должен найти лишнее слово. Например: Сок, носок, нос, мышь. Лишнее слово мышь, т. к в этом слове нет звука с.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, воздух не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков:
А, У, О, И, Э, Ы. на схеме обозначаются красным цветом.
Гласных букв 10: А, У, О, И, Э, Ы, Я, Ю,Е, Ё.
Четыре гласных звука Я, Ю, Е, Ё-йотированные и обозначают два звука.
Я-ЙА, Ю-ЙУ, Е-ЙЭ, Ё-ЙО, когда стоят в начале слова (ЯМА, после гласного звука (МАЯК); после мягкого и твердого знаков (СЕМЬЯ).В остальных случаях гласные обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука.
Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, выходящий воздух изо рта встречает преграду.
Глухие согласные звуки –(горлышко не дрожит);К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш,Щ
Звонкие согласные звуки-(горлышко дрожит);Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х. могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы А, У, О, Э, Ы)и мягкими (если стоят гласные звуки И, Е, Ё, Ю, Я.
Всегда твердые: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, а мягкие зеленым