Татьяна Турчанинова
Мастер-класс «Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Конспект мастер – класса
«Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Автор-составитель:
Турчанинова
Татьяна Леонидовна,
Публикация «Мастер-класс „Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
высшая квалификационная категория.
Мастер – класс
«Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса : Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования ритмической деятельности детей.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о возможностях использования игр и упражнений со звучащими жестами в группах детей дошкольного возраста.
2. Обосновать значимость игр и упражнений со звучащими жестами в развитии ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, буклеты.
Ход мастер – класса :
Музыкальный руководитель:
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Речевые игры и упражнения проводятся в специально организованной деятельности, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это : хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Эти элементарные звуко-двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа и получили общее название «звучащих жестов».
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок.
Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими. Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным
Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.
Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».
Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.
Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения : сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется.
При разучивании новых распевок дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.
Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
- С чего начать? С самых маленьких и простеньких упражнений.
Игра-приветствие «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
«Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
«Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
«Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (качают руками)
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, (Притопы)
Шлеп – шлеп!
Хлоп в ладоши (Хлопки)
Хлоп – хлоп!
Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)
А скорее догоняет! (Убегают от дождика)
«Водят пчелы хоровод»
Водят пчелы хоровод (дети топают на месте)
Брум, брум (хлопают «тарелочками»)
В барабан ударил кот (имитируют пальцами игру на барабане)
Трум, трум (стучат кулачком о кулачок)
Стали мыши танцевать (выставляют ногу на пятки)
Три-ля-ля
Так, что начала дрожать (кружатся дробным шагом)
Вся земля (хлопают в ладоши)
«Обезьянки»
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Обезьяна на печи. Шлепки по коленям
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Поиграть я с ней хочу. Притопы
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.
Музыкальный руководитель: Спасибо, уважаемые коллеги, присаживайтесь на свои места, и я предлагаю вам провести рефлексию. Если вам интересен представленный материал, и Вы будете использовать его в работе, показываете такой жест – большой палец вверх (на слайде). Если вам интересен материал, но его стоит переработать для использования в своей деятельности – указательный палец вверх (на слайде). Если представленный материал не интересен, вы не будете использовать его в работе – большой палец – вниз (на слайде).
Проведение диагностики.