Макарова Александра
Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА
Методическая рекомендация
«Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр, упражнений, наглядных пособий»
Публикация «Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Методические рекомендации признаны оказать помощь воспитателям, педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность»
Составитель: Макарова А. А.
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №69»г. Сыктывкара
Первая квалификационная категория
г. Сыктывкар 2018
Пояснительная записка
«Пространство и время наполнены материей,
подчиненной законам вечного ритма»
Эмиль Жак-Далькроз
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т. д. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Проблемами развития чувства ритма занимались и занимаются многие педагоги и музыканты. Огромный вклад для решения этой проблемы внёс немецкий композитор, музыкант, педагог Карл Орф (1895-1982). Орф широко использовал в своей работе музыкальные инструменты и говорил о том, что сначала был барабан, барабан вызывал танец, а значит барабан-это метафора, псевдоним ритма, следовательно, сначала был ритм. Орф говорил, что ритму нельзя научиться, его можно разбудить, освободить в человеке. В программе М. А. Трубниковой «Учимся играть по слуху» так же уделяется большое внимание развитию чувства ритма, т. к. оно является важной ступенью к обучению игре на музыкальных инструментах. Психолог Б. М. Теплов отмечал, что: «Музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими «внемузыкальными» средствами познания, познавательное значение музыки развивается до широчайших приделов».
Актуальность:
Занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. То же самое можно сказать о развитии музыкально-ритмического слуха у детей, так как музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизирует умственную деятельность ребенка, которая приобретает творческий характер. К наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры.
Музыкально-ритмические пособия в основном используются на музыкальных занятиях в качестве учебного материала. Музыкально-дидактические игры могут использоваться детьми вне музыкальных занятий в самостоятельной деятельности. Для этого в каждой группе целесообразно иметь набор музыкально-дидактических игр (в музыкальных уголках, которые имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать.
Основным принципом в развитии музыкально-ритмического слуха (как и в любом другом) является принцип от простого к сложному, позволяющий малышам постепенно осваивать разнообразие движений, игр, упражнений.
Для развития чувства ритма можно использовать различные приё мы: природные (хлопки, притопы, голос, ударные, шумовые инструменты. А так же различные наглядные средства : музыкально-дидактические игры и пособия.
Именно наглядность - эффективное средство познания объективной деятельности ребёнка. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Сложность и своеобразие музыкального ритма, особенность его восприятия требует привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств.
Цель:
Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр, упражнений, наглядных пособий.
Задачи:
1. Развивать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность;
2. Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично двигаться под музыку;
3. Воспитание личностных качеств (доброта, терпеливость, уважение друг к другу);
Развитие чувства ритма, как и любой другой вид деятельности, требует предварительную подготовку.
Предварительная работа:
1. Мониторинг по выявлению музыкальных способностей воспитанников;
2. Консультации для воспитателей;
3. Встреча с родителями с консультацией об актуальности данной проблемы;
4. Изготовление родителями нетрадиционных музыкальных инструментов из бросового материала;
5. Изготовление музыкально-дидактических пособий по данной теме;
6. Знакомство с народными сказками: «Колобок», «Теремок», просмотр видео на мультимедеа;
Участие родителей в реализации поставленных задачь:
1. Консультации и беседы для родителей на тему «Развитие ритмического слуха детей дошкольного возраста»;
2. Изготовление музыкальных инструментов своими руками из бросового материала, проявление фантазии и выдумки каждой семьи;
3. Организация выставки творчества «Музыкальные игрушки».
Работа с воспитателями:
1. Помощь воспитателей в изготовление пособий, музыкально-дидактических игр, демонстрационного материала;
2. Чтение художественной литературы, беседы с детьми;
3. Консультации для воспитателей на тему «Роль развития ритмического слуха детей младшего возраста»
Практическая часть:
Сборник пособий и дидактических игр для развития ритмического слуха для детей 2 младшей и средней групп.
«Весёлая тучка»
Цель:
Познакомить детей с короткими и долгими звуками, используя в игре хлопки.
Пособие.
Наглядное пособие с плоскостным изображением тучки и капелек разной величины.
Описание:
К детям на занятие приходит сказочный поросенок, который знакомится с детьми, играет, а самое главное рассказывает детям, что сегодня он побывал в осеннем лесу и встретил там весёлую тучку, которая играла с ним, брызгая на
него своими весёлыми капельками. Капельки капали на него, то быстро, то медленно. Капельки были то маленькие, то большие. Одновременно с рассказом выкладываются на наборном полотне маленькие и большие капельки, проигрывая их длительность на фортепиано и прохлопывая ритм. Затем ещё раз предлагается детям прослушать, как звучали большие капельки (долгими, протяжными, тянущимися звуками, и маленькие (быстрыми, отрывистыми, частыми звуками).
С помощью наглядного пособия дети точно усваивают соотношение длительности и размера предлагаемого схематичного изображения капелек.
После того как дети научились различать долгие и короткие звуки, можно перейти к знакомству детей с различными ритмическими рисунками. На занятиях дети вновь встретились со знакомым им уже персонажем - поросенком, который рассказывал им, что, гуляя по весеннему лесу, он встретил знакомую весёлую тучку. Но неожиданно подул сильный ветер, и все весёлые капельки перемешались.
Рассказывая об этом, на наборном полотне выкладывается ритмический рисунок : ооО ооО
Наши капельки запели свою весё лую песенку:
«Ветер дул, задувал.
Капли все размешал».
Одновременно с пением озвучивается полученный ритмический рисунок, выложенный на наборном полотне в хлопках или ударных музыкальных инструментах.
«Весёлая и грустная погремушка»
ЦЕЛЬ:
Учить детей самостоятельно определять части музыкального произведения, различать характер, длительность звука, выкладывая кружочки соответствующие настроению погремушки.
Пособие:
Наглядное изображение грустной и весёлой погремушки с набором плоскостных кружочков для выкладывания ритма на наборном полотне.
Описание:
Дети действуют в соответствии содержания текста, который предлагался на слова:
Погремушки, погремушки,
Вот веселые игрушки,
Громко, громко так гремят,
Веселят они ребят.
Дети передают ритм коротких звуков, четко ударяя погремушкой о ладонь.
На слова:
Погремушки не гремят,
На коленочках лежат.
Детки тихо так сидят,
Погремушки не гремят.
Дети кладут погремушки на колени.
На слова:
Звон, звон, звон, звон
Погремушек перезвон.
Динь- дон, динь- дон,
Что за странный перезвон.
Дети передавали ритм долгих звуков.
На последующих занятиях предлагается детям определить по музыкальной фразе, какая погремушка: весёлая или грустная и как она гремит, предлагая детям самим передать характер погремушки короткими или долгими звуками, медленными или быстрыми ударами. Так же, на примере пособия «Весёлая тучка», кружочками выкладывается знакомый детям ритмический рисунок (ооО ооО).
«Петушок цыплёнок курочка»
ЦЕЛЬ:
Упражнять детей в восприятии и различении двух ритмических рисунков, состоящих из долгих и коротких звуков.
Пособие:
Набор картинок с изображением курочки, петушка, цыплёнка, набор зёрнышек разной величины, настольное наборное полотно на каждого ребёнка.
Описание:
К соответствующему изображению дети выкладывают ритмический рисунок
зёрнышками разной величины.
ПЕТУШОК (ооО. ооО)
КУРОЧКА (Ооо. Ооо)
ЦЫПЛЁНОК (оОо. оОо)
Со всеми ритмическими рисунками детей знакомят заранее, прохлпывая и играя на ударных музыкальных инструментах.
«Кого встретила Таня в лесу»
ЦЕЛЬ:
Использовать в практической деятельности знакомые ритмические рисунки. Передавать в движении ритм животных, связывая их с танцевальными движениями.
Пособие:
Картина с прорезью по середине в которое вставляется вставка с изображением животных.
Описание:
Детям предлагается прослушать ритмический рисунок того или иного героя, и ответить кого встретила Таня в лесу. Если ответ правильный педагог выдвигает картинку с нужным изображением, ребёнок может подвигаться изображая данного героя, припевая слова совместно с педагогом.
Медведь (ООООО) ТОП-ТОП-ТОП-ТОП
Заяц (ооооооо) прыг-прыг-прыг- прыг
Лиса (ООооо, ООооо) Я- ЛИ- си-ич-ка, Я- СЕС- три-ич-ка
Волк (ооО. ооО) я-вол-ЧОК, я-вол-ЧОК, у- ме-НЯ, сер- бо-ЧОК.
Усложнив эту игру можно предложить детям выложить на наборном полотне ритмический рисунок кружочками, которые заменят следы героев.
Детям, которые затрудняются самостоятельно справиться с заданием, предлагается выбрать нужную карточку с готовым ритмом. Для этого нужно иметь несколько разнообразных наборов.
Музыкально-дидактическая игра
«Теремок»
Цель:
Учить детей воспроизводить знакомые ритмические рисунки, развивать творческие способности
Пособие: Плоскостной теремок с окошками вкладышами.
Описание:
В каждом окошке изображён герой сказки с соответствующим ритмическим рисунком. Когда дети чётко усвоят и запомнят ритмы каждого животного, окошки можно закрывать чистым листом бумаги, чтобы дети самостоятельно отгадывали. По желанию можно менять месторасположение животных в окошках.
«Повтори ритм знакомых песен»
Цель: Учить детей находить по ритмическому рисунку нужное изображение песенки или попевки, простукивая музыкальным молоточком по столу или на ударных инструментах.
Пособие:
Набор карточек с изображением сюжета или героев песен с ритмическим рисунком мелодии песни. Молоточки на каждого ребёнка. Настольное наборное полотно с набором кружочков и полосок разной величины и цвета.
Описание:
Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения. Ребёнок, выбрав нужную карточку с изображением, говорит про кого песня или название музыкального произведения. Молоточком выстукивает ритм песни по столу. (Упражнение подготавливает руку к игре на металлофоне). Если ребёнок справился можно предложить выложить самостоятельно ритмический рисунок на наборное полотно с помощью кружочков или полосок разного цвета по желанию ребёнка, которые имеются в наличии.
«Волшебные часики»
Цель: Учить детей находить нужный ритмический рисунок задаваемый педагогом
Пособие:
Картонная основа с кармашками, в которые помещают изображения с ритмическими рисунками, вращающаяся стрелочка.
Описание:
После того как дети усвоили все ритмические рисунки и достаточно точно могут их воспроизвести, можно предложить детям поиграть в игру «Повтори ритм». Один игрок задаёт ритм, а другой стрелочкой выбирает нужную картинку. Как вариант: один ребёнок стрелочкой указывает на рисунок, остальные дети выстукивают ритм молоточком по столу или хлопками, стараясь, чтобы ритм звучал в унисон.
При необходимости ритмические рисунки можно поменять на картинки с изображением героев детских песен и поиграть с детьми в игру «Угадай мелодию». Педагог играет фрагмент песен из репертуара данной возрастной группы, а ребёнок выбирает, с помощью стрелочки нужную картинку.
«РИТМИЧЕСКИЕ ГОРОШКИ»
Цель:
Двигая горошки по вертикальным верёвочкам, сложить заданный ритмический рисунок на белой полосе.
Пособие:
Картонная основа с натянутыми поперёк верёвочками и нанизанными на них кружочками разной величины (сверху маленькие, снизу большие). Посередине выделенная белая полоса, на которой выкладывается ритм. Выложенный ритмический рисунок ребёнок может сыграть на любом из ударных инструментах, изготовленных из бросового материала, сделанных руками педагогов или родителями. Дети с большим удовольствием играют на них в оркестре на занятиях или в самостоятельной деятельности.
ВЫВОД:
Развитие музыкально-ритмического слуха является фундаментом к последующему гармоничному музыкальному развитию ребенка, как в обучении игре на музыкальных инструментах, пении, хореографии так и во многих других разделах художественной деятельности, поэтому развитие чувства ритма в детском саду необходимо начинать на музыкальных занятиях с первой младшей группы. У детей формируются определенные навыки воспроизведения ритма, которые порой, проявляются неосознанно.