Евгения Аносова
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
1. Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
3. Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Ход мастер класса:
Добрый день! Я рады приветствовать вас на своем мастер-классе "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста"
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте.
Ритм присутствует во всех аспектах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Работая над развитием ритмического слуха у детей дошкольного возраста я использую игровую технологию по методике Карла Орфа. Принцип работы сoстоит в тoм, что в основe обучeния лeжит «принцип активного музицирования» и «обучения в действии». Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. Как говорил основоположник ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога взгляда на ребенка как на партнера по совместной деятельности ведь это основная форма работы с детьми по ФГОС.
Мы с ребятами играем в ритмические игры, учимся понятиям тихо и громко, как играть ярко и как создавать фон и оставаться в партии аккомпанемента.
Мой мастер-класс будет проходить в необычной обстановке, сегодня я хочу предложить вам посетить коворкинг - центр, где я смогу поделиться с вами ритмическими играми и упражнениями, способствующими развитию у детей чувства ритма.
Прошу пройти Вас за столики, занять места и полностью погрузиться в атмосферу музыки.
Сейчас я предлагаю столику № 1 познакомиться с первой игрой:
«БУБЕН» (6 чел)
Координационно-ритмическая игра.
Цель: Развитие координации движений, ритмического слуха и умения действовать согласованно.
Ход игры: Педагоги сидят по кругу, у каждого в правой руке бубен.
Педагоги проговаривают текст вместе и передают бубен по кругу.
Бубен весело звенит: кладем бубен соседу на колени
-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон! звеним, хлопаем на слог «дон»
Ребятишек веселит: повторяем движения на каждую строчку
-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!
Бубен, спой еще разок:
-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!
Твой чудесен голосок:
-Дили-дили-дон! Дили-дили-дон!
(Затем в обратную сторону) После этого меняем ритмческий рисунок
Спасибо, а мы переходим к столику №2. На вашем столике мы видим бубенчики они помогут нам выполнить это упражнение
«РАЗ – ДВА!»
Цель: Развитие устойчивого внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера.
Встают в круг. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту с бубенцами в руках.
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. - Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. -Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!
1) Первый раз педагоги выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
2) На первую часть проговаривают слова через одного, чередуя сильные и слабые доли
3) На первую часть выделяет только сильную долю
Все были очень внимательньны, ну а мы продолжаем отдыхать и общаться в нашем коворкинг - центре. Столик номер №3, встаньте пожалуйста образуя форму ромба.
Упражнение «Веселая четверка»
Цель: формирование чувства ритма и волевых усилий дошкольника.
Ход игры: Педагоги встают образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
Ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Ну, а в завершение нашего прекрасного время препровождения предлагаю всем побаловать себя вкусными «булочками», все встаем в круг.
Речевая игра со звучащими жестами
«Вкусная булка»
(Стоя в кругу, хлопаем. 2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть, предложить педагогам придумать булочку с какой начинкой они хотели бы сЪесть)
Раз, два, всем привет!
Побежали все в буфет.
А теперь назад идём,
Булки все жуём.
С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т. д.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует : преодолению речевых нарушений; правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры; развитию координации движений человека, умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером музыки; учит пространственной ориентировке.
В заключении хочу сказать, что сейчас есть тенденция считать, что нынешнее поколение растет скучным и замкнутым в гаджетах и их ничего вокруг не интересует – это неправда. Просто нужно найти подход к ребенку и суметь его заинтересовать, показать ему красоту этого мира, а в этом как раз и заключается задача педагога, которую я реализую.