Ирина Полозова
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства»
Полозова И. Н., воспитатель
МБДОУ Дс №7, г. Камышин
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельности, информированности, культуре быта и общения.
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Проекты творческие
- Устное народное творчество
- Темочки
В нашем детском саду создаются необходимые условия для развития детей. В пределах детского сада разворачивается действительность, полная различных противоречий, мелких вопросов, познания мира искусства.
Через устное народное творчество и искусство у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой, по которой я углубленно работаю, стала: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество". В своей педагогической практике пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
В процессе работы над темой решаю следующие задачи:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, колыбели, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.
Для достижения положительных результатов своей темы, совместно с заведующим Дс, Половко Л. А, зам. зав. по УВР Омельянюк Е. А., Музыкальным руководителем Дс Ефремовой А. Н. был разработан проект «От традиций к культуре русского народа». Данный проект определяет новые ориентиры в воспитании детей дошкольного возраста приобщение к истокам русской народной культуре, традициям и искусству.
Уважаемые коллеги сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом и материалом при работе над данным проектом.
Итак с чего же началась моя работа?
Я определила
Вид проекта – информационно – творческий
Участников проекта – дети с 3-до 7 лет, родители, музыкальный руководитель, социум.
Продукт совместной деятельности – творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление народной игрушки, обрядовых кукол, национальных костюмов, народные игры.
Продукт детской деятельности – создание альбомов детских народных песенок, потешек, загадок, прибауток, выставка детских рисунков, поделок, выставка детских музыкальных инструментов изготовленных своими руками, конкурс лоскутных одеял для матрешки, роспись пасхальных яиц.
Образовательная цель проекта состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски и музыки до театра.
Задачи проекта :
приобщать детей к лучшим национальным традициям;
знакомить с фольклором, изобразительным и прикладным искусством через художественное слово и музыку;
воспитывать доброе, уважительное отношение к друг к другу, к своему народу, обычаям через календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники.
вовлекать в возрождение народной культуры родителей, педагогов, социум.
Ожидаемый результат:
Сформированная предметно - развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной музыкальной деятельности детей.
Дети познакомятся с устным народным творчеством, с различными видами и жанрами народной песни, календарно-обрядовыми праздниками, русским бытом и народными играми.
Дети будут эмоционально отзывчивы на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, будут иметь практические умения и навыки для создания мини этюдов;
Педагоги и родители повысят профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников;
Определив направления в работе, я приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к устному народному творчеству и искусству. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества, прочитала специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта, в группе и в дошкольном учреждении была создана определенная развивающая среда.
Комната сказок.
Комната оборудована различными видами театров, выдвижным переносным подиумом, собраны видеоматериалы отечественных сказок и мультфильмов, создана коллекция «Русского костюма и народного промысла», уголок русского быта, что позволяет легко детям соприкасаться с современным миром искусства и прошлым нашего народа. Здесь я провожу различные виды нод, знакомя детей и их родителей, участников данного проекта с фольклором и миром искусства.
В группе непосредственно где я работаю, оборудовала различные центры, через которые знакомлю детей с устным народ творчеством и искусством. Неизменным моим помощником является русский народный земледельческий календарь - своеобразный дневник крестьянского быта с его буднями и праздниками, отражающий ритм годовой жизни и природы человека в их естественном единстве. В дополнении к земледельческому календарю была изготовлена фольклорная карусель и цикличная круговерть времен года.
Для полноценной работы по данному направлению проект состоит из 4 основных блоков, которые усложняются в зависимости от возраста детей.
Блок 1.
Устное народное творчество.
В этом блоке мы тесно сотрудничаем с детской библиотекой, где для нас организуются тематические выставки и беседы.
Основные темы этого блока: Русские народные сказки, песни, пословицы, прибаутки – это все народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
В этом блоке родители приняли активное участие в смотре – конкурсе на изготовление книжек малышек. Часть книг сегодня представлена вашему вниманию.
«Театр Петрушки».
Помог мне раскрыть жанровое разнообразие: быт, социальные явления, правила поведения, нравственные и этические нормы.
Про «Народные игры» можно говорить бесконечно
Они помогли нам не только познакомиться, как и во что играли наши предки, но и сблизить родителей с детьми.
Блок 2.
«Народная песня» В этом блоке реализуется совместная работа с муз руководителем и детской музыкальной школой.
Основные темы этого блока : «Колыбельная песня», «Частушки», «Музыкальные инструменты», «Лирическая песня», «Детская песня», «Хороводы. Игровые песни», «Колядки».
Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. В этом блоке учим детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. Ведь «Песня – душа русского народа».
«Колыбельная песня».
Мелодичность колыбельной затрагивает каждого из нас, ведь это голос нашей мамы. И дети, с большим удовольствием качая своих кукол, напевают нежные колыбельные.
«Частушки».
От исполнения частушек не только обогащается словарь детей, но и испытывается веселое эмоциональное удовлетворение.
В теме «Музыкальные инструменты».
Мы знакомимся с детьми с внешним видом и звучанием русских народных инструментов : ложками, трещотками, колокольчиком, дудочкой, рожком и т. п. Посещаем концерты детской муз школы.
«Хороводные, игровые песни».
Через хороводы знакомлю детей и родителей с традициями, бытом, трудом, красотой родной природы.
Блок 3.
Народно - прикладное искусство.
В этом блоке в тесном контакте работаем с картинной галереей, домом детского творчества, историко-краеведческим музеем.
Основные темы: «Русская матрешка», «Золотая хохлома», «Терема и избы», «Русский костюм», «Утварь русской избы», «Изготовление кукол»
Знакомлю детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно - прикладного искусства.
Цель этого блока – познакомить детей с наиболее известными промыслами игрушечного дела (деревянная, глиняная, соломенная игрушка). Народная игрушка : яркость, красота, история возникновения. Технология изготовления игрушек, обучение детей элементарным приё мам поделок из различных материалов: ткани, кожи, соломы, бросового материала и т. п. Различать и выбирать русский орнамент в украшении национальной одежды куклы. Применение в игре.
Тема 2: «Золотая хохлома».
Знакомить с истоками русского народного декоративного творчества : хохломской, городецкой, жостовской, гжельской, дымковской росписью. Учить детей отличать декоративные предметы быта по орнаменту, палитре красок, способу обработки. Закрепить основные узоры орнамента, употребляемого при росписи посуды. Воспитывать эстетический вкус.
Тема 3: «Терема и избы».
Познакомить детей с особенностями русского жилища, ввести в обиход слова, связанные с домом, избой.
Тема 4: «Русский национальный костюм».
Познакомить детей с историей создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма.
Тема 5: «Утварь русской избы».
Охарактеризовать предметы быта русской семьи, активизировать в речи детей названия предметов и применение в быту.
Тема 6: «Изготовление кукол-оберегов»
Для самообразования сотрудничала со Степаненко Тамарой Михайловной, принимала участие в мастер-классе «Из истории русской игрушки»
Полученными знаниями поделилась с родителями группы.
Блок 4.
Народные обрядовые праздники.
Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, в нашем детском саду мы возродили с детьми календарные праздники:
Основные темы: «Осенины». «Покров». «Рождество». «Святки». «Пасха». «Масленица», «Сорок сороков» «Праздник пастушков», «Праздник выгона скота». «Троица». «Иван Купала».
Народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствует тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года,погодными изменениями,поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость,сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Тема 1: «Осенины - праздник урожая»
Тема 2: «Рождество» 7 января.
Тема 3: «Масленица».
Тема 4: «Сорок сороков»
Тема 5: «Пасха».
Тема 6: «Иван Купала».
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Вывод:
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.