Папки-передвижки

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности в процессе музыкального воспитания

Елена Музаферова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности в процессе музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

В. Берестов

Каждый музыкальный руководитель детского сада использует элементы театрализованной деятельности, включая театральное искусство в сценарии праздников. Театрализованная деятельность развивает личность дошкольника, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности в процессе музыкального воспитания» размещена в разделах

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на художественно-эстетическое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как ее художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов : – игра – ролевая и актерская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребенка – потребность в игре и создает условия для проявления его творческой активности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах.

Театрализованная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по художественно-эстетическому развитию. Она включает в себя:

восприятие музыки;

– песенно-игровое творчество;

– пластическое интонирование;

– инструментальное музицирование;

художественное слово;

театрализованные игры;

– сценическое действие с единым художественным замыслом.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Выражение «сказочный мир детства» – не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.

Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребенка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объем сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Цель работы педагогов детского сада в направлении театральной деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие:

– во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей – животных);

– в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства – интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку);

– в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

– в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Знакомить детей с театрализованной игрой следует начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, следует стремиться вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть. Не стоит препятствовать стремлению малышей поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.

Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детского сада происходит знакомство детей с различными видами кукольных театров.

Начиная со средней группы работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми может вестись параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности – театрализованные игры с элементами кукольного театра – интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, т. к. кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).

В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем: настольные куклы, верховые, марионетки, напольные, куклы с «живой рукой».

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами (тростевые куклы, куклы с «живой рукой», мягкие игрушки, «люди- куклы»).

Таким образом, для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, детям необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов дошкольников, в том числе и при помощи театральной деятельности.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для художественно-эстетического развития дошкольников. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень художественно-эстетического развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, театрализованная деятельность на основе сказочного сюжета является благоприятной средой для художественно-творческого развития способностей детей дошкольного возраста. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия окружающего мира, активное признание его создают предпосылки для формирования в этот период художественно-творческой деятельности. Центром художественно-творческого процесса является воображение, а подлинной школой воображения – театрализованная деятельность.

Публикации по теме:

Художественно эстетическое развитие посредством создания развивающей средыХудожественно эстетическое развитие посредством создания развивающей среды Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Именно это высказывание.

Игра брейн-ринг для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно-эстетическому направлению. Задачи: • Установление.

Конспект непосредственно образовательной деятельности НОД Художественно-эстетическое развитие аппликация.Конспект непосредственно образовательной деятельности НОД Художественно-эстетическое развитие аппликация. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОД Художественно-эстетическое развитие аппликация во 2-ой младшей группе «Кораблик».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Портрет мамы» Конспект непосредственно образовательной деятельности Область: «Художественно – эстетическое развитие» По рисованию тема: «Портрет мамы».

Конспект образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе «Колобок-румяный бок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Художественно - эстетическое развитие". Тема: "Колобок румяный бок". Цель:.

Методическая разработка образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) в средней группе «Кошкин дом»Методическая разработка образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) в средней группе «Кошкин дом» Методическая разработка образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) в средней группе "Кошкин дом". Цель: Лепка в.

Доклад на родительском собрании «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 городского округа город Фролово. Доклад.

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшей группы в процессе театрализованной деятельности» ЗАДАЧИ: 1. Учить.

Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельностиРазвитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Долгопятова Г. А. воспитатель Гармилина Л. В. воспитатель Нарежная Л. Н. педагог – психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности в процессе музыкального воспитания
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 21:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности в процессе музыкального воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Елена Музаферова (УИ 356494) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД