Лариса Бухалова
Художественно–эстетическое развитие дошкольников в ДОУ. Направление «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Художественно – эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, направление «Музыка».
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. ( Созданный на основе следующих документов: Конвенция ООН о правах ребёнка,законодательство РФ и Конституция РФ.)
Публикация «Художественно–эстетическое развитие дошкольников в ДОУ, Направление „Музыка“» размещена в разделах
Основой содержания дошкольного образования определены следующие образовательные области соответствующие основным линиям развития ребенка :
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Здесь ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, вокальные и музыкальные импровизации, одним словом реализовать себя как творческая личность.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя следующие направления :
-приобщение к искусству,
-изобразительная деятельность,
-конструктивно-модельная деятельность,
-музыкальная деятельность.
Я хочу рассказать об одном из направлений ОО «Художественно-эстетическое развитие»-музыкальная деятельность.
Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» ,так как играет важную роль в формировании личности ребёнка.
Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. «Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведёт к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.»(О. П. Радынова.)А через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности, через восприятие музыки и происходит формирование гармоничной личности ребёнка и развитие творческих способностей.
В нашем ДОУ работа по вопросам музыкального образования построена так, что в процессе взаимодействия родителей,педагогов с детьми происходит систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Для того, чтобы развить у ребёнка эти музыкальные способности, важно заметить его склонности к определённым видам музыкальной деятельности, в которых способности реализуются наиболее полно. Поэтому на каждом возрастном отрезке в процессе музыкального развития я применяю индивидуально-дифференцированный подход, с помощью которого отмечаю те или иные изменения в развитии ребенка.
В процессе коллективных занятий предусматриваю индивидуальные задания разной степени сложности, чтобы сделать их привлекательными для детей и не ущемить интересов. Индивидуально - дифференцированный подход необходим на всех возрастных этапах развития дошкольника, но чем младше ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе. В определении предпочтений мне помогает наблюдение за детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности.
В работе с детьми разных
возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.
Во время «традиционного» или типового музыкального занятия дети обучаются сразу нескольким видам музыкальной деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, развитие творчества : песенного, музыкально-игрового, танцевального. Причем,последовательность разделов занятия, часто варьируется в зависимости от сложности усвояемых знаний. Задания попроще я ставлю в конце занятий. Помочь перейти от одного вида деятельности к другому мне помогают разнообразные игровые методы и приёмы.
В разделе «Пение» на музыкальных занятиях использую попевки - упражнения из «Букваря» Ветлугиной, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования, также применяю упражнения на дыхание перед пением (дышим носиком, «подуй на свечу», «гудит самолёт», «Пчёлка» и др).
Репертуар по разделу «Слушание» музыки строится в программе на произведениях композиторов разных эпох. Для более полного восприятия произведения детьми, я использую различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Для воспроизведения известных произведений использую музыкальную аудио-, фонотеку.
«Музыкально - ритмические движения» помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. На занятиях слежу за выразительным исполнением движений детьми. Использую народную музыку и музыку, написанную для детей и рекомендованную программой ДОУ.
В вопросе музыкального воспитания детей особая роль отводится музыкальным инструментам и детским игрушкам, которые вызывают у ребят большой интерес. Я использую их, вовлекая тем самым малышей в сферу музыки, помогая развитию их творческих способностей. Музыкальные игрушки применяю в сюжетных и дидактических играх в младших группах детского сада.
Со средней группы в ДОУ дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. В нашем детском саду есть небольшой ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.
Программа ДОУ выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, авторы предлагают оркестровать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.
В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.
Если утром в группах звучит солнечная мажорная классическая музыка или добрые песни с хорошим текстом, то расставание с родителями в приёмной групповой комнаты проходит намного легче и безболезненней.
Использование ритмичной музыки на утренней гимнастике даёт заряд бодрости и оптимизма на весь день.
Во время прогулок и в обыгрывании дней рождения детей я рекомендую использовать хороводы и хороводные игры, разученные на музыкальных занятиях.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Но репертуар музыки для подготовки к дневному сну необходимо менять, чтобы не привить ненужных рефлексов. Педагоги нашего ДОУ чередуют музыку с чтением литературных произведений, чтобы создать атмосферу приближенную к дому.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Музыка в повседневной жизни должна быть фоновой, степень звучания «не громко».
Музыка может быть использована педагогом и на других занятиях для связи с другими видами художественной деятельности и более полного представления данного образа.
В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно, а в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Оснащение группы должно происходить совместно с родителями, где они могут помочь в оснащении группы всем необходимым, предложат помощь в подборе музыкального материала и записи его на носители. (флешка, СD, кассета).
Неизменно весь накопленный музыкальный опыт ребенок переносит в самостоятельную музыкальную деятельность по своим интересам и желаниям.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей наиболее ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.
Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.
К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:
- музыкальные занятия;
- праздники и вечера развлечений;
- театральные постановки и концерты;
- окружение (семья).
Обязательным условием самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков», «зон», и др.
В центрах «Музыки и театра» нашего ДОУ игрушки и пособия подобраны по возрастам для каждой группы,периодически обновляются и пополняются, есть сказочные костюмы, разнообразный кукольный театр.
Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.
Для детей очень важна помощь - руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).
В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых. Поэтому уже на занятиях я приучаю дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. Д.
Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит:
–от наличия предметно-пространственной развивающей среды
- от имеющихся у детей умений и навыков;
– продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей.
Музыкальное воспитание осуществляется не только на уровне дошкольного учреждения, но и при взаимодействии с социальными институтами детства. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в сельских мероприятиях: День села, Масленица, эмоциональны при просмотре выездных кукольных театров. Подобные мероприятия находят яркий эмоциональный отклик у детей и взрослых.
Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка через музыкальное воспитание, его образного мышления трудно получить без непосредственного участия родителей, поэтому на всем протяжении дошкольного периода важно тесное сотрудничество и взаимодействие.
Для этого размещаю полезную информацию в родительские уголки,периодически обновляю папки – передвижки, провожу анкетирование, консультации, индивидуальные беседы поручения и др.
Особой формой является привлечение родителей к организации досуговых мероприятий,в которых они с удовольствием принимают участие и не только в разучивании стихов и пошиве костюмов, но и активными непосредственными участниками.
Интересной, но требующей большой подготовки являются открытые музыкальные занятия для родителей. Это дает взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители убеждаются в том, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию их художественного вкуса, творческих способностей.
Новые формы предлагаемые в Ж-л-«Музыкальный руководитель»№ 8-2014г:
-организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами.
-совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.
- Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
-Музыкальный руководитель записывает свой обучающий материал на электронный носитель (диск, флешку, кассету) и передаёт в семью.
Предварительно необходимо проконсультировать родителей, что с этим музыкальным репертуаром делать.
-Запись своих мастер-классов и опубликование их на сайте (своём или дошкольного образовательного учреждения)
- Изучение музыкального опыта семей.
Важно привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники,развлечения, концерты, чтобы у детей постоянно был интерес.
Чтобы вызвать интерес – нужны условия. Нельзя ожидать того, что ребенок начнет рисовать, если он не будет иметь в свободном доступе карандаши и бумагу, и также нельзя ожидать от ребенка интереса к музыке, если он не будет слышать ее, не будет трогать музыкальные инструменты и пытаться музицировать на них. Родители на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней.
Вот несколько советов родителям:
• Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, вы можете начать осваивать его прямо сейчас, на глазах своего ребенка;
• Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) – совершенствуйте свой музыкальный вкус;
• Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;
• Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;
• И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.
Современный мир слишком практичен и постоянно куда-то спешит. И в нем остается совсем немного места для творчества, но именно оно способно делать нас лучше.
Закончу словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: " Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно.»