Ольга Курзова
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть вторая)
▼ Скачать
из опыта работы. Новую форму работы с детьми подсказал наш современный век - это организация презентаций декоративно-прикладного искусства, дети попадают в необычный мир искусства, приобщаются к художественной культуре знакомятся с технологическим процессом изготовления художественной посуды, предметов быта, игрушек.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть вторая)» размещена в разделах
Конечно, чтобы развить в детях желание к самостоятельному творчеству необходимо познакомить их с историей возникновения каждого вида декоративно-прикладного искусства. Я делюсь с детьми той информацией, которая мне знакома, рассказываю детям, как дымковские мастера, сначала лепили игрушку из серой глины, затем обжигали её в печи, она становилась белой и тогда её расписывали. По белому фону мастера «разбрасывали» яркие узоры: круги, клетки, кольца, точки, овалы. Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей. Обращала внимание детей на колорит, композицию узора на изделиях. Детям хотелось самим лепить такую игрушку и рисовать узоры на ней. Дети с увлечением лепили и занимались росписью. Особое внимание уделяла цветосочетанию и композиции.
Совместно с детьми изготовили дидактические игры на закрепление элементов росписи и композиции: «Домино по элементам дымковской росписи», «Составь узор для дымковской игрушки», «Подбери узор для юбки дымковской барышни». Так же провожу такие дидактические игры как: «Обведи элемент» - цель, которой обучить технике рисования этих элементов, «Обведи и раскрась», эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в дымковской росписи. Учитываю возможности и способности каждого ребенка при планировании индивидуальной работы. Когда знакомлю детей с тем или иным элементом обращаю внимание на неповторимость каждого узора, каждой детали, и тогда дети начинают рисовать отдельные элементы все более уверенно от занятия к занятию.
Параллельно знакомлю с другими народными игрушками: филимоновской, тверской, каргопольской, богородской. Учу узнавать по характерным особенностям, различать, называть, сравнивать их. Не все задания детям удаются на занятиях, поэтому в свободное от занятий время использую в своей работе следующие дидактические игры: «Третий лишний»,«Составь узор», «Дорисуй элемент», «Выложи орнамент», «Четвертый лишний». Эти игры способствуют развитию интереса к народной культуре, различным видам росписей, придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся рисовать различные узоры. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей.
В результате непосредственной образовательной деятельности по декоративному рисованию, рассматриванию иллюстраций, изделий дымковских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этой игрушке, наблюдений в природе, работы с родителями у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети учатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают цвета данной росписи, стали лучше владеть кистью, рука стала более «твердой», они могут назвать все элементы дымковской росписи. Всё это будет и дольше способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты детей, которые позволяют выделить трудности и подобрать задания, ориентируясь не только на их содержание, но и на возможный характер их решения конкретным ребёнком. Для этого провожу «свободный» рисунок с определенными критериями анализа и оценки, который даёт представление о росте интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.
Работа по ознакомлению дошкольников с городецкой, хохломской, жёстовской росписью, с гжелью строится по тому же принципу: знакомство, формирование навыков письма, овладение техникой рисования, взаимосвязь цвета (смешивание краски, составление цветовых композиций, самостоятельное составление элементов узоров.
Я остановлюсь подробнее на наглядности, так как в нашем детском саду используется специальная наглядность: определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка зрительной патологии. При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из – за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта». Показывая дидактический материал, наглядные средства, следует учитывать не только его размер и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта, рамку или указку.
Невозможно добиться хороших результатов без единомышленников. На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении росписей. Мне удалось заинтересовать родителей своей темой, вовлечь их в мир изобразительного искусства, сделать главными помощниками. Информацию о деятельности детей родители получали на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю. Организовала проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников. Провела ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Праздничный батик», «Знакомство с различными техниками рисования» и др. Проведен практикум по нетрадиционному рисованию. Регулярно проводится выпуск папок-раскладок. Плодотворно проводятся Дни открытых дверей: «Ребенок – скульптор», «ребенок – художник» где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Эстетическое воспитание в семье представляет собой важнейшее звено в общей системе эстетического воспитания детей, предполагающее единство воспитательных воздействий детского сада и учитывающее возрастные особенности дошкольников.
Подытоживая результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, я пришла к следующим выводам:
• Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции.
• При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
• Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
• Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей.
• Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей: он пополняется названиями предметов, материалов, из которого они изготовлены, элементов росписи (розаны, бутоны, завитки, «осочка», и другие).
• Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию : на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
• Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так рисование городецкого узора требует, чтобы из основных цветов получали различные оттенки и другую цветовую палитру. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки.
Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение.