Ольга Курзова
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть первая)
работа из личного опыта.
Одним из важнейших средств эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство – это часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. Все эти задачи являются актуальными на современном этапе развития нашего общества и в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть первая)» размещена в разделах
Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию : не подавляя авторитарно ребёнка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребность и интересы ребёнка, стремиться понимать его внутренний мир. Образовательная программа дошкольного учреждения содержит по декоративно-прикладному рисованию обязательный минимум, но чтобы увлечь детей, подарить им радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента этого недостаточно. Поэтому я использовала в своей работе технологии программ: «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Грибовской А. А., «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г. С., «Изобразительная деятельность в детском саду» Аверьяновой А. П.
Актуальность выбранных технологий заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Что предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях. Знакомство ребёнка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении, наглядности и художественном развитии детей.
Надо учитывать следующие принципы: актуальность, доступность, реалистичность, системность, активность, воспитывающий характер обучения, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость, построение изучаемого материала от простого к сложному, и главное учитывала уровень развития зрительного восприятия каждого конкретного ребенка, психолого-педагогические и офтальмологические особенности детей, возрастные особенности зрительного восприятия и общий уровень развития группы.
Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их окружает. С создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре я запланировала свою работу. Изучила истории развития различных народных промыслов, уточнила методы и приёмы используемые при росписи, разнообразила развивающую среду группы. Оформила стенды для изобразительного творчества, организовала выставки предметов народного декоративно-прикладного искусства, собрала картотеку образцов по изобразительной деятельности, различный иллюстрированный материал, разработала развивающие дидактические игры, материал и оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей : папки с силуэтным моделированием, бумага разнообразны цветов, карандаши, краска разных видов, глина, пластилин. Были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, созданы модели-папки для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
Любое знакомство с декоративной росписью будет эффективно, если есть системность в работе. При знакомстве детей с народным декоративно-прикладным искусством поставила перед собой следующие задачи:
• Вовлечь ребят в художественно творческую деятельность;
• Познакомить с игрушкой : дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской, тверской, городецкой и хохломской росписью. С художественной керамической посудой и разными способами её украшения: росписью и рельефом, кружево и вызвать у них интерес к этим видам народного творчества;
• Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи декоративно - прикладного искусства;
• Развивать художественно-творческие способности детей через овладение сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными;
• Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса;
• Развивать мелкую моторику рук детей;
• Обогащать словарный запас детей.
Для решения поставленных задач выбрала следующие направления в работе:
• Знакомство с народным промыслом;
• Обучение приемам рисования;
• Создание в процессе обучения детей условий, благоприятных для зрительного восприятия;
• Совершенствование умений по построению ребёнком пластического образа;
• Самостоятельное изготовление детьми изделий декоративно-прикладного искусства;
Чтобы реализовать все запланированное я использовала в работе различные методы и приё мы:
• Наглядный: формирование особых способов обследования, конкретизация, рассматривание, уточнение, обобщение, организация выставок.
• Словесный: беседы, заучивание стихов, чтение художественной литературы о русских мастерах, знакомство с фольклором.
• Практический: частично-поисковый этап изготовления игрушки, создание декоративных изделий.
• Игровой: «подмастерья», народные и дидактические игры.
Всю работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребёнка было действительно гармоничным. Знакомство с каждым видом народного искусства осуществляла в разных формах работы (выставки, непосредственная образовательная деятельность по декоративному рисованию, аппликации, лепке, по знакомству с искусством) на основе подлинных предметов народного искусства, их изображений, презентаций. Это позволило показать разнообразие содержания предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.
Первоначально знакомила ребят с одним из видов искусства, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно было показать детям общие образы народных игрушек и характерные различия. Ребят учила по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Мои воспитанники не ошибутся, называя вид декоративного изделия, будь это русская народная игрушка (дымковская, филимоновская, тверская, каргопольская, украшенная геометрическим орнаментом или деревянная богородская игрушка или предметами быта (посуда, мебель, украшенная растительным узором – городецкой, хохломской, полхов-майданской, жостовской росписью); изделия гжели и др. Дети учились различать их по образному содержанию, материалам, средствам выразительности и характерным признакам. Это возможно если строить свою деятельность многогранно: экскурсии, выставки, сюжетно-ролевые игры, превращалась в мастеров-художников. Знакомя детей с промыслом, давала некоторые сведения о нём, определяла вместе с детьми содержание и назначение предметов. Для эмоционального воспитания ребят рассматривание предметов, игрушек сопровождалось художественным словом.