Юлия Тяглова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Включить в практику! Интеграция образовательной области «Художественно — эстетическое развитие»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» размещена в разделах
Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.
Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.
При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного образования является интеграция.
Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:
Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка, раскрытия его способностей, выявления его одарённости.
Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельности.
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественно – эстетическое развитие» с другими областями Программы. Например, с образовательной областью «Познавательное развитие» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социально-коммуникативное развитие» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «Речевое развитие» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество, творческое рассказывание о народных промыслах. «Физическое развитие»- использование пальчиковой гимнастики, динамические паузы, зрительная гимнастика, беседы о безопасных правилах использования художественного материала и оборудования. «Художественно – эстетическое развитие» - разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки, знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.
Для реализации интеграции образовательных областей решаются следующие задачи:
Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.
Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).
Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольник
Интеграция образовательных областей позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности.
Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.
В процессе продуктивной деятельности:
интегрируется содержание разных образовательных областей;
создаются условия для познавательной деятельности;
создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
формируются коммуникативные качества;
расширяется социальный опыт;
развиваются творческие способности.
Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.
Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе образовательного процесса по многим показателям повышает его результативность.
Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:
- содержательный аспект— установки общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;
- дидактический аспект — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;
- воспитательный аспект — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.
Таким образом, интеграция в образовательном процессе ДОУ положительно отражается на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из критериев ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей для обучения в школе.