МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Юлия Тяглова
Художественно-эстетическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Включить в практику! Интеграция образовательной области «Художественно — эстетическое развитие»

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» размещена в разделах

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.

Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного образования является интеграция.

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;

Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка, раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельности.

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественно – эстетическое развитие» с другими областями Программы. Например, с образовательной областью «Познавательное развитие» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социально-коммуникативное развитие» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «Речевое развитие» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество, творческое рассказывание о народных промыслах. «Физическое развитие»- использование пальчиковой гимнастики, динамические паузы, зрительная гимнастика, беседы о безопасных правилах использования художественного материала и оборудования. «Художественно – эстетическое развитие» - разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки, знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.

Для реализации интеграции образовательных областей решаются следующие задачи:

Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.

Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).

Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.

Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольник

Интеграция образовательных областей позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности.

Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.

В процессе продуктивной деятельности:

интегрируется содержание разных образовательных областей;

создаются условия для познавательной деятельности;

создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

формируются коммуникативные качества;

расширяется социальный опыт;

развиваются творческие способности.

Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.

Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе образовательного процесса по многим показателям повышает его результативность.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

- содержательный аспект— установки общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;

- дидактический аспект — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;

- воспитательный аспект — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

Таким образом, интеграция в образовательном процессе ДОУ положительно отражается на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из критериев ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей для обучения в школе.

Публикации по теме:

Карта анализа НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Карта анализа НОД Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Ф. И. О. музыкального руководителя – Мельничук Галина Ивановна.

Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» Март 1-ая неделя «Межу народный женс кий день» «Мамочка милая, мама моя…» Волчкова В. Н. стр. 65 Учить передавать в рисунке образ мамы.

Конспект НОД во второй младшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Снеговик» Тема: Снеговик Задачи: Образовательные: - сформировать умение выполнять задание по образцу; - совершенствовать умение лепить предмет из.

Цели и задачи реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» Музыкальный руководитель Муратова Эльвира Юсуфовна ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.

«Мир сказок». НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей 3–4-х лет Цель: Развитие детского творчества Программное содержание: - Развивать конструктивные и творческие способности, воображение, речь детей.

Планирование по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: конструирование и ручной труд .

«Жучки-паучки». Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного.

Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 1 «До свидания лето! День знаний». НОД №1. Тема "Лето" Цель: Учить детей отражать свои впечатления о лете (передавать содержание песни).

Перспективный план по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» в младшей группе Перспективный план в младшей группе Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Рисование Составила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Опубликовано: 23 января 2016 в 08:53
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тяглова (УИ 214566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД