Ирина Альпатова
Групповое коррекционное занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР III уровня «Звук [а], буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
b]Цели и задачи:[/b] 1. Образовательные.
• Познакомить детей с характеристиками звука [а].
• Научить выделять звук [а] в словах, звуковом потоке.
• Учить дифференцировать звуки [а] и [у] на слух.
• Совершенствовать умение определять место звука в слове и изображать схематически.
2. Коррекционные.
• Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звуковой структуры, совершенствовать фонематические представления.
• Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, связную речь.
Публикация «Групповое коррекционное занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР III уровня „Звук [а], буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
• Создавать условия для развития познавательной активности воспитанников, умения рассуждать, делать выводы.
• Развивать самостоятельность, самоконтроль.
3. Воспитательные.
• Воспитывать положительное отношение к занятиям, умение взаимодействовать друг с другом и педагогом.
Материалы и оборудование: две большие куклы; плакат с изображением гласных букв, написанных разными шрифтами; картина с изображением предметов, в которых встречается буква А; запись спокойной музыки для упражнения на релаксацию; счётные палочки, тетради, ручки на каждого ребёнка.
I. Организационный момент.
1. Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга».
2. Логопед предлагает детям садиться в определённой последовательности.
Сначала садится тот, в чьём полном имени после звука [м] стоит [а].
Сядет тот, в чьём полном имени первый звук [п].
Сейчас садится тот, чья фамилия начинается со звука [р].
Сядет тот, чья фамилия заканчивается звуком [в]. (Воспитанники садятся на свои места).
II. Основная часть.
1. Сообщение темы. Сегодня к нам в гости пришли 2 девочки (куклы) Аня и Ульяна. Назовите первый звук имён наших гостей ([а] и [у]).
Что общего у этих звуков? (Они гласные).
2. Уточнение артикуляции звука [у], графическое изображение (повторение).
3. Уточнение артикуляции звука [а], характеристика звука.
Внимательно посмотрите друг на друга и произнесите звук [а]. Как изменяется положение органов артикуляции? (Рот широко раскрыт, губы не напряжены, зубы разомкнуты. Кончик языка лежит за нижними зубами, не двигается).
Положите ладонь на шею и снова произнести звук [а]. Что вы чувствуете? (Горло дрожит). Это работают ваши голосовые связки.
Как проходит воздушная струя, свободно или с преградой? (Свободно, без преград).
Если голосовые связки работаю, а воздух проходит свободно, без преград, то какой это звук? (Гласный).
4. Уточнение связи звука [а] и буквы А: нахождение буквы, написанной разным шрифтом (зрительный гнозис букв).
5. Упражнение для развития мелкой моторики «Здравствуй!».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с мизинцев. В конце соединить руки в замок.
6. Выкладывание буквы А из счётных палочек.
7. Развитие фонематических процессов, логического мышления:
а) дидактическое упражнение «Найди лишнее слово»:
- лиса, волк, кабан, заяц;
- ложка, стакан, нож, вилка;
- кукла, мишка, автобус, слонёнок.
б) найди на картинке предметы, в названии которых встречается звук [а] (стул, стол, книга, кресло, мяч, роза, шахматы, ваза). Определи место звука в словах.
8. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Сели – встали, сели – встали,
Как зайчата поскакали.
Покружились, повертелись
И на стульчики уселись.
Дети выполняют упражнения согласно стихотворному тексту.
9. Развитие звукового анализа и синтеза, дифференциация А-У.
Составление звуковых схем слов: цапля, труба, арбуз, аист.
10. Развитие связной речи.
Нашим гостям Ане и Ульяне понравилось, как вы работали на занятии. Они просят, чтобы вы составили описательный рассказ о них. (Ответы воспитанников. Педагог помогает детям, задавая наводящие вопросы: «Расскажи, какого цвета у куклы глаза, волосы. Какой длины её волосы? В чём она одета?» и т. п.).
III. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Педагог. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?
Всё ли задания удалось выполнить? Какие были затруднения?
Релаксация – упражнение «Пляж».
Педагог предлагает детям лечь на ковёр и представить, что они лежат на пляже, наслаждаются ласковым тёплым солнышком, шумом прибоя, игрой волн и танцем чаек над водой.
Педагог. Прислушайтесь к своему телу. Ощутите позу, в которой вы лежите. Если вам не комфортно, попытайтесь изменить позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. (Пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаём.