Екатерина Кулинич
Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Кто с детских лет занимается математикой, тот
развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает настойчивость и упорство в достижении
цели.
А. Маркушевич
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром.
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Публикация «Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Любознательность ребенка - это постоянная направленность на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить различные причинно-следственные связи и зависимости.
В современной науке существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте.
В работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Н. А. Мечинской, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития. Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства».
Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.
Логическое мышление – основной вид мышления старшего дошкольника, это безукоризненное построение причинно-следственных связей, умение выстраивать на их основе простейшие заключения.
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, А. А. Столяр, А. З. Зак.
З. А. Михайлова особое внимание уделяла использованию занимательного математического материала в развитии наглядно-образного и логического мышления. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.
Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.
Педагог З. А. Михайлова отмечает, что при решении занимательных задач дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению
Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.
Что же явилось для меня актуальностью выбранной темы в работе по развитию математических способностей ребят моей группы.
Проблема развития логического мышления для меня всегда была интересна, я решила более глубоко изучить данную тему по нескольким причинам:
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых программ, методических пособий как в дошкольном образовании, так учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.
Специальная деятельность взрослого с детьми в тесном сотрудничестве по развитию логического мышления приводит к стимуляции и проявлению таких особенностей личности, которые в жизни чаще называют умственными способностями, происходит формирование и развитие простых логических действий — анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие, т. е. ребенок, начинает легко схватывать и усваивать общую суть вопроса или приема деятельности, которому его обучают, формируются основные ключевые компетенции, развивается способность к исследовательскому типу мышления.
В ходе работы я пришла к выводу, что содержание программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, являющейся основой моей педагогической деятельности, мало времени уделяется исследовательской деятельности, недостаточное содержание элементов логического мышления, поэтому как вариативную часть я использую курс математики для дошкольников «Раз ступенька, два ступенька» авторы Л. Г. Петерсон, Н. П. Холена (с 5 до 7 лет) по программе «Школа-детский сад 2100».
«Занимательный математический материал, задачи на смекалку, логические игры, головоломки, рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Математическая игра в любом её проявлении учит детей обдумывать свои действия, планировать, проявлять настойчивость для достижения цели, а также применять творческий подход.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования в основном отражают: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы, но для себя в работе с детьми выделяю активную сенсорно-развивающую среду, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения поставленных целей.
Работая, в этом году с воспитанниками старшего возраста определила, что одним из основных принципов при организации познавательной деятельности в математическом развитии детей должно быть направление на использование различные инноваций, оригинальных игр, игрушек и материала, который может вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и многое другое).
Для себя и детей нашла новое в развитии математических, логических и других способностей детей - это топология.
Одним из самых неожиданных явлений в развитии математики XX в. стал головокружительный взлет науки, известной под названием топология.
Топология (от греч. – место и – слово, учение) – раздел геометрии, изучающий в самом общем виде явление непрерывности, в частности свойства пространства, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях, например, связность, ориентируемость.
Дети любят занятия и игры математического содержания, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко осуществлять свои действия, делать выводы, обобщения.
Чтобы изучить некоторые математические свойства простого листа бумаги мы вместе с детьми старшего дошкольного возраста провели достаточно много исследовательских опытов.
Выполняя опыты с бумажной полоской, мы приятно удивились тому, что, сколько многое можно из нее извлечь, несмотря на то, что растяжения полоски невозможны. Результаты к каждому описанному опыту мы отражали в выводах, а также каждый опыт фиксировали в рисунках, поделках.
Как сказал известный ученый математик С. Пейперт: «Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового».
Важным условием успешности работы по любому направлению является организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. Для осуществления работы по развитию элементов логического мышления у дошкольников мною была создана «Математическая игротека» и «Центр Заниматика», в котором в свободном пользовании у детей находились занимательные игры, игровые материалы и пособия, шашки, домино, шахматы, лабиринты и многое другое.
Совершенствование работы по развитию мышления ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольной организации и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу помогала решать ряд педагогических задач. В своей работе, прежде всего я направляла внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного возраста. Формы работы с родителями разнообразны:
- проводились анкетирование, беседы и консультации;
- тематические родительские собрания;
- тематические вечера «Игровой калейдоскоп»;
- совместные праздники, вечера досугов, викторины, КВН;
- родители приглашались на открытые занятия – игры;
- организовывались родительские гостиные;
- папки с играми – головоломками для занятий дома.
Анализируя результаты своей деятельности, и небольшой педагогической опыт работы в дошкольной организации, по данному направлению, я сделала вывод, что использование системы развивающих математических, логических игр и упражнений оказало положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. У дошкольников повысился устойчивый интерес к занятиям занимательной математикой: выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к развивающим дидактическим логико – математическим играм, но и готовить их к обучению в школе.
Предлагаю для ознакомления один из вариантов математического развлечения в игровой форме «Математическая викторина для детей старшего дошкольного возраста».
Конспект математической викторины представлен в виде заполненной макетной таблицы образовательной ситуации (ОС).
Тема ОС: Математическая викторина.
Цель: Создать условия для развития элементарных математических представлений в процессе решения разнообразных математических заданий.
Задачи:
Образовательная задача (ЗУН): Закрепить знание числового ряда, чисел (последующего и предыдущего). Закрепить умение решать логические задачи.
Развивающая задача: формировать опыт познавательно-исследовательской деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций.
Воспитательная задача (ценностные установки): воспитывать умение работать в команде, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Образовательная область: «Познание» (модуль ФЭМП).
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая.
Вводная
Приглашение детей к совместной деятельности, мотивация по трём типам (С. Г. Якобсон) Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они принять участие в игре-викторине и смогут ли выполнить все сложные математические задания. Педагог берет на себя роль ведущего викторины, дети – участники.
Капитаны команд выбираются большинством голосов в каждой команде. Мотивация детей к участию в математической викторине
Основная
Создание условий для вариативной детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.
Конкурс 1. «Шифровка» (расшифровать название своих команд).
На столах лежат математические пазлы с изображением животных. Каждая часть пазла пронумерована числами до 10. Построив числовой ряд, получаем картинку. Деление на команды по жребию: в мешочке жетоны с цифрами «1» и «2».
цель конкурса: Закрепить знания числового ряда.
Конкурс 2. «Реши задачу» (по очереди каждой команде).
1. Шли 7 братьев, у каждого брата было по одной сестре. Сколько всего человек шли по дороге? (8)
2. Неожиданно пошел дождь, но Таня, Саша и Алеша не намокли. Почему? (дети наблюдали за дождем из окна)
1. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)
2. Горело 7 свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2)
1. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (7)
2. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по мешку, на каждом мешке сидело по три кошки, у каждой кошки по три котёнка. Сколько ног было на мельнице? (2) Ведущий по очереди задаёт задачу, команды совещаются и отвечают
Цель конкурса: Закрепить умение решать математические задачи.
Конкурс 3. «Упакуй чемодан» (картинки вещей, которые понадобятся в отпуске и квадрат, расчерченный в таблицу 3*3).Сложи вещи в чемодан так, чтобы ни в одной строке, ни в одном столбце не встречались одинаковые вещи. Команды рассуждают и раскладывают карточки. Цель конкурса: Закреплять умение рассуждать.
Конкурс 4. «Сухие цифры» На полу лежат карточки с цифрами от 1 до 10, которые обозначают кочки. Пройди по болоту, наступая на кочки числа, которых
- меньше 5
- больше 3
- которые находятся между 2 и 7 и т. д. Индивидуальная работа каждого. Закрепить знания числового ряда.
Конкурс 5. «Конкурс капитанов» (задание на отдельных листах). Найти закономерность и дорисовать недостающую фигуру. Соревнуются капитаны.
Цель конкурса: Развивать мышление, внимание.
Конкурс 6. «В гости к кузнечику» Вырезать из бумаги картинки божьей коровки и кузнечика. Расположить их одного - с внутренней стороны, а другого с внешней стороны листа Мебиуса и «отправить» божью коровку в гости к кузнечику. Встретятся ли насекомые? Сделать выводы. Работа в команде.
Цель конкурса: Сформировать представления об односторонности листа Мебиуса и умение доказывать этот факт.
Конкурс 7. «Найди и запиши цифры». Рассмотри внимательно рисунки и запиши найденные цифры. Работа в команде.
Цель конкурса: Развивать воображение, мышление.
Заключительная
Подведение итогов, обсуждение полученных результатов рефлексия
Пока жюри подводит итоги викторины, ведущий предлагает детям оценить свой вклад в победу своей команды:
Зелёный факел – я работал в полную силу;
Синий факел – я мог бы работать лучше и больше помочь своей команде;
Жёлтый факел – я не очень старался, чтобы моя команда победила.
Подведение итогов, награждение команд.
Цель: Развитие навыков рефлексивной оценки.