Светлана Смирнова
«В гостях у Буратино». Занятие по развитию элементов логического мышления в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с классификационными отношениями между понятиями.
Задачи:
- научить детей выделять существенные признаки игрушек;
- продолжать развивать умение делить предметы на группы по разным признакам;
- закреплять умение обозначать выделенные группы предметов и обобщающее понятие на бумаге с помощью кругов;
- воспитывать в детях самостоятельность, желание помогать другим.
Публикация «„В гостях у Буратино“, Занятие по развитию элементов логического мышления в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Оборудование: мобильный телефон, кукла-перчатка Буратино, 10 разных игрушек (из разных материалов, больших и маленьких, старых и новых, для девочек и мальчиков и т. д., ножницы, два обруча, 10 одинаковых бумажных кругов, магнитофон или ноутбук с музыкальными файлами, листочки и карандаши, магнитная доска и маркеры, уголок «Супермаркет», подносы, накидка контроллёра, коробочка с разноцветными кружочками.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите: к нам сегодня пришли гости! Что мы им скажем?
Дети: Здравствуйте! Добрый день! Добро пожаловать! Мы рады вас видеть!
Воспитатель: А теперь встанем в кружочек и поздороваемся друг с другом.
-Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу!
Нам здороваться не лень.
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что Буратино пригласил нас на открытие своего магазина, куда мы сегодня и отправимся! Вы же хотите встретиться с Буратино, увидеть его магазин и побывать на празднике?
Неожиданно раздается телефонный звонок
Воспитатель: Алло!
Буратино : Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте!
Буратино : Это детский сад? Группа «Гвоздичка»?
Воспитатель: Да, это группа «Гвоздичка». Мы вас внимательно слушаем!
Буратино : С вами говорит Буратино. Я пригласил ребят на открытие своего магазина…
Воспитатель: Не волнуйся, Буратино, мы с ребятами уже собираемся к тебе!
Буратино : Но… Но… дело в том, что я не успел расставить товар по полкам… Наверное, придется отменить намеченный на сегодня праздник…
Воспитатель: Подожди, Буратино, не расстраивайся, мы сейчас у ребят спросим, что же они тебе посоветуют. Ребята, что же делать Буратино? Отменять праздник?. Или у вас есть какие то идеи?.
Воспитатель: Какие вы, ребята, добрые, отзывчивые и решительные. Буратино, не нужно отменять праздник! Наши ребята помогут быстро расставить товар по полочкам!
Буратино : Буратино : Спасибо, я знал, что вы не оставите меня в беде! Я жду вас, ребята в магазине. А товар весь находится на складе! До свидания!
Воспитатель: Так куда же мы отправимся, ребята, в первую очередь? Правильно, на склад товаров!
НА СКЛАДЕ
Убираем покрывало со стола - под ним «товары».
Воспитатель: Ребята, рассмотрим, что здесь есть. Это что? (называем все предметы)
Воспитатель: Эти все предметы можно назвать одним словом? Почему? (ножницы - не игрушка, а инструмент).
Ножницы мы убираем в сторону. А теперь эти предметы можно назвать одним словом? Каким? (Игрушки) Давайте мы все эти игрушки поместим в обруч. Этот круг у нас будет обозначать все игрушки. Ножницы мы тоже поместим в обруч, только в другой. А что будет обозначать этот круг? (Все инструменты) Об инструментах мы поговорим на следующем занятии, сегодня мы будем рассматривать игрушки. Как вы уже догадались, Буратино открывает магазин игрушек, а ножницы он здесь, видимо, позабыл.
Воспитатель: Ребята, нам нужно распределить товар по полкам. Посмотрите, пожалуйста, игрушки все одинаковые или разные? Если они разные, мы можем их разделить на группы? Для того чтобы вам было легче делить, мы будем использовать маленькие подсказки - кружочки. Каждую группу игрушек мы будем помещать в отдельный кружочек. Ну что ж, делите! (Дети делят предметы на группы, обсуждая и договариваясь, самостоятельно). Варианты деления:
-по размеру: большие и маленькие;
-по тому, кто чаще в них играет: для девочек, для мальчиков и общие;
-по весу: тяжелые и легкие;
-по сроку использование: старые и новые;
-по цене: дешевые и дорогие;
-по способу изготовления: ручной работы и фабричные;
-по прочности: прочные и хрупкие;
-по материалу: деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные, тряпичные, керамические, бумажные, соломенные, резиновые.
Сначала рассматриваются детские варианты. Затем воспитатель предлагает более сложный вариант деления, если он не найден детьми - по материалу, из которого изготовлены игрушки.
Воспитатель: Ребята, из чего изготавливаются игрушки? Из каких материалов? Все эти игрушки изготовлены из одинакового материала?. Правильно, из разных материалов. А мы сможем разделить игрушки, если возьмем за основу материал, из которого они изготовлены? Вы можете взять столько маленьких кружочков, сколько вам будет необходимо. (Дети самостоятельно распределяют игрушки по группам. Затем все вместе проверяем результат.)
Воспитатель: Ребята, а по какому признаку мы будем делить игрушки, расставляя их по полкам?
(Обсуждение. Дети договариваются, выбирая один из вариантов деления)
Воспитатель: Буратино ждет нас в магазине. Но он совсем не знает, как распределить игрушки по полкам. Нам с вами придется ему долго объяснять, как мы с вами поделили игрушки и как теперь их нужно расставить на полках. А если мы нарисуем для него подсказки, Буратино, взглянув на наши картинки, сразу все поймет. Давайте, еще раз скажем, что будет обозначать один большой круг? (Все игрушки) Этот круг мы обозначим буквой «И» по первой букве слова «игрушки». А что будут обозначать круги поменьше? Сколько их будет? Эти круги мы тоже будем обозначать по первой букве материала, из которого изготовлены игрушки.
Воспитатель: Кто будет работать у доски? (Дети договариваются) Остальные работают на листочках.
Проверка результатов. Ребенок у доски объясняет, что обозначают элементы его рисунка.
В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК
Воспитатель: Теперь мы отправляемся с нашими подсказками в магазин к Буратино.
Буратино : Здравствуйте, ребята! Как здорово, что вы решили мне помочь! Вы такие добрые, отзывчивые и решительные! Я очень рад вас видеть! Только вот мою радость омрачает одна небольшая неприятность- я никак не могу решить какие игрушки на какие полки поставить…
Воспитатель: Не волнуйся, Буратино, ребята уже все придумали. Они уже разделили все игрушки на 9 групп. Посмотри, пожалуйста, Буратино, на наши картинки и ты все поймешь. Каждую группу игрушек мы поставим на отдельную полочку. Посмотрите, на полочках уже появились волшебные подсказки-буковки. Что они обозначают?
(Распределение игрушек по полкам) Выберем контроллера, который проверит, все ли расставлено правильно. (Дети договариваются, выбирая контроллера. Контроллер проверяет правильность распределения игрушек по полкам.)
Воспитатель: Наш магазин уже готов к открытию. Буратино вас благодарит, ребята. Он увидел, какие вы добрые, отзывчивые, смелые и умные.
Воспитатель: А сейчас в честь открытия магазина мы организуем фейерверк! Буратино предлагает нам выбрать из его волшебной коробочки пиротехнические элементы, которые нужны нам для фейерверка. Те дети, которым сегодня было легко помогать Буратино, возьмите, пожалуйста, кружочки красного цвета. У кого возникали небольшие сложности - кружочки зеленого цвета. А кому было совсем сложно, возьмите желтые кружочки. Давайте, посмотрим, какие кружочки вы выбрали. А теперь на раз-два-три - запускаем фейерверк! Ура! Похлопаем себе и поздравим друг друга!
Воспитатель: Теперь, ребята, вы можете стать покупателями и поиграть немного в магазине!