Наталья Билялова
Консультация «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Воспитатель: Билялова Наталья Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №85 «Радость» г. Волжского Волгоградской области
Сегодня, в период упадка культуры в стране, общество перед дошкольными образовательными учреждениями ставит ещё одну задачу – восстановить и развить национальную культуру, воспитать человека культуры в изначально высоком понимании этого слова. Культура поведения, культура общения – жизнь общества. Нельзя говорить о духовном возрождении общества вне активной работы по формированию у детей культуры поведения и общения Я думаю, одним из компонентов воспитания на начальном этапе можно считать элементарные знания и навыки культуры поведения дошкольников. Эта задача, в которой отражены нравственные нормы и правила поведения играет огромную роль в процессе формирования личности, её адаптации, приспособленности к современной социокультурной ситуации. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Реализуя в ДОУ программу кружка «Школа вежливых наук» я оказываю в этом отношении существенную помощь и семье. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребё нку нужно решать разные коммуникативные задачи: как приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит – быть внимательным слушателем; существуют ли правила общения и т. д. Этим и другим вопросам и посвящена программа кружка «Школа вежливых наук».
Публикация «Консультация „Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр“» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Что такое театрализованные игры? Название они, скорее всего, получили за приближенность к театральному действию, за свою зрелищность, эмоциональную насыщенность, за необходимость овладения определенными умениями, специфическими навыками (жест, мимика, интонация, умение управлять голосом и т. д.). Игры, напоминающие театральное представление, где одна часть детей является артистами, другая – зрителями, очень нравится детям. Если слово сочетается с восприятием зримых образов, с музыкой, живописью, воздействие игры на чувства детей возрастает многократно.
Учитывая особенности физического и психологического развития детей, я стараюсь определить достоинства и преимущества используемых игр для активизации речи детей :
1. Они могут использоваться для развития общей и речевой моторики, служить средством коррекции речи; могут являться активным средством психотерапии.
2. Способствуют преодолению у детей речебоязни, помогают освободить от комплекса на свой дефект. В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи. Улучшается диалоговая речь, ее грамматический строй.
3. Ребенок учится формировать свое поведение, тренирует свою память, внимание, воображение, сосредоточенность, выдержку.
4. Развивается способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, восприимчивость к произведениям искусства, литературы, музыки.
5. Формируется умение вслушиваться и оценивать свою речь и речь других, развивать чувство красоты голоса, его индивидуальной неповторимости.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как ненавязчивое средство педагогики. Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Чаще всего у детей, даже в игре напряженные, серьезные лица, невидно улыбок, неслышно смеха. Именно театрализованные игры помогают мне создать радостную непринужденную обстановку в группе.
Главный залог успеха любого педагога в воспитании детей – это стиль общения с детьми. Общение на моих занятиях строится по следующему принципу:
на равных
(в состоянии взрослого) (в состоянии взрослого)
Эта связь является воплощением демократического стиля общения. Обрести в общении состояние «взрослого» ребенку помогает вспомогательный персонаж занятия «гномик» - он маленький, а младшему – можно передать свой опыт, и от этого ребенок чувствует свою значимость. Это укрепляет в ребенке позицию «взрослого», и он постепенно привыкает думать, рассуждать, находить решения проблем вместе со мной (если это необходимо) на равных.
Это способствует формированию независимости мышления, умению открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументировано отстаивая собственное мнение: способности видеть недостатки в собственных суждениях, поступках; принимать критику без обид.
Рабочая программа кружка включает в себя 5 разделов.
I раздел: Общение.
II раздел: Учимся дружить.
III раздел: Речевой этикет.
IV раздел: Техника речи.
V раздел: Уроки добра.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: 6 – 7 лет.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год. (1 занятие в неделю, всего 32 занятия продолжительность 25-30 минут).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы
«Общение»
Девиз: «Ты – словечко, я - словечко» «Учимся дружить»
Девиз: «Человек без друзей, что дерево без корней» «Речевой этикет»
Девиз: «Мы добрым общением творим чудеса» «Техника речи» «Уроки добра»
Девиз: «Добрые дела живут века!»
1. «Знакомьтесь!».
1. «Дружба начинается с улыбки». 1. Секрет «волшебных» слов 1. «Ну и шепоток – во весь роток» 1. «В мире доброты»
2. «Что такое общение?».
2. «Человек без друзей, что дерево без корней».
2. «Приветствие и ответ на него». 2. «За твоим языком, не поспеть босиком» 2. ««Спешите делать добро»»
3. «Для чего люди общаются?». 3. «Остров дружбы 3. «Прощание, пожелания при прощании …». 3. «Секреты волшебницы Речи» 3. «Радуга настроения»
4. «Общение бывает разным».
4. Итоговое занятие «Дом дружбы». 4. «Как обратиться с просьбой?». «В магазине». 4. «Добрые и злые поступки»
5. «Устное общение».
5. «Не забудь извиниться».
5. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
6. «Говорит она беззвучно…».
6. «У меня зазвонил телефон. Кто говорит?» 6. «Доброе слово – что ясный день»
7. «Письменное общение».
7. «Доброе слово душу радует». 7. «Добро творить – себя веселить»
8. «Зачем быть вежливым?».
8. «Ты – слушатель». «Какой ты слушатель?». 8. – 9. Итоговое занятие «Играем и вспоминаем: «Вежливость и доброта – наши лучшие друзья!»»
Итого занятий 8 4 8 3 9
Всего занятий 32
На занятиях я использую:
«этническую пятиминутку». Этот прием я использую для того, чтобы дети (с моей помощью, если это понадобиться) нашли пути выхода из происшедших конфликтов в группе. Используя данный методический прием я добиваюсь того, что у детей постепенно формируется привычка оценивать свои поступки и поступки своих сверстников с позиции доброжелательности и уважения к другому. Например, Маша и Костя играли в кубики, и строили из них домик. Саша периодически им мешал, толкал Машу, отбирал кубики. Что вы думаете о поступке Саши?
«заряд доброты». Занятия я начинаю и заканчиваю с этого приема. Например, ребята, я уверена, что вы будете на занятии доброжелательны к друг другу, внимательны и уступчивы, постараетесь не обежать друг друга.
«проблемная ситуация». Игры – импровизации – разыгрываются без предварительной подготовки. С помощью этих игр я развиваю творческую самостоятельность, умение устанавливать контакт с окружающими вербальными и невербальными средствами; учу внимательно выслушивать ответ, в вежливой форме отвечать на вопрос, смотреть на другого человека, улыбаться. Например, игра «Алло, алло» - вежливый разговор по телефону.
«наблюдение». С детьми мы ведем наблюдение за поведением людей, за их умением культурно общаться.
Результаты проведенной мною работы можно оценить положительно. Основное движение – изменение в сфере общения. Дети стали охотнее общаться со сверстниками и взрослыми, научились налаживать контакт с окружающими, координировать свои действия с действиями товарищей по игре. Сформировалась коммуникативная компетентность, которая проявляется в свободном выражении своих желаний, намерений с помощью вербальных и невербальных средств с учетом конкретной ситуации. Необходимо отметить и совершенствование словаря детей, они активно используют в речи культурные слова. У детей формируется умение говорить правильно, развивается фонетическое восприятие, произносительная интонационная сторона речи. Дети обрели психологический комфорт, стали активнее, охотно общаться, пытаются рассуждать, порой это выглядит очень наивно, но говорит о том, что у детей произошло речевое раскомплексование. Особое значение работы заключается в том, что ребенок получает и закрепляет знания веселым, эмоциональным способом, полным фантазии и игры. Дети научились безбоязненно высказываться, выражать свои мысли, т. к. у нас нет «хороших» и «плохих» ответов, а есть свой ответ, свой вариант, непохожий на другие. У детей активнее развивается интуиция, мыслительные процессы, и как результат, достигается цель моей работы – формирование культуры общения у детей.