Юлия Соловьева
Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Цветы для Тани»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация о педагоге:
• Соловьева Юлия Александровна
• Образование высшее специальное
• Высшая квалификационная категория
• Педагогический стаж 14 лет
Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе
Занятие подготовила и провела:
Публикация «Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе „Цветы для Тани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
воспитатель Соловьева Юлия Александровна
Задачи:
1. Создать условия для освоениядетьми действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.
2. Создать условия для развертывания поисково-исследовательской деятельности, как вида познавательной деятельности.
3. Продолжать учить детей работать в парах, воспитывать чувство уважения к мнению партнера.
Материалы к занятию :
• карандаши красного, жёлтого, оранжевого, сиреневого и синего цвета;
• лист бумаги с 5 графами на каждого ребёнка;
• тюльпаны, того же цвета, что и карандаши, отличающиеся по высоте на 1 см;
• клумба, фотоаппарат, кукла.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу с куклой и говорит от ее имени:
- Добрый день, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Познакомьтесь, - кукла Таня!
У неё для вас заданье.
- Однажды Таня посадила
В горшочках на окне цветы,
И выросли они небывалой красоты.
Какого цвета подскажите
У Танечки цветы?
- Жёлтого, синего, красного, оранжевого и сиреневого цвета.
- Молодцы! – сказала Таня, -
Я прошу вас отгадать
Выросли цветы большие,
Их по счёту было пять.
Но, какой из них высок,
Предстоит узнать, дружок!
- Пусть кукла Таня посидит и посмотрит, как мы будем работать.
- Давайте подойдём к столу. Скажите, как называются эти цветы?
- Тюльпаны.
Правильно. Послушайте задание: возьмите по одному тюльпану из каждого букета, чтобы в руках оказались тюльпаны разные по цвету.
- Как удобнее измерить высоту тюльпанов?
(Дети предлагают варианты мерок.)
- Что из того, что вы перечислили, у нас есть?
- Ничего.
- Тогда, где это сделать лучше?
- За столом.
- Займите места за столами. Как вы думаете, зачем на столе наклеена полоска?
- Это линия отсчёта.
- Разложите тюльпаны от линии.
- Какой цветок у тебя (имя) самый высокий?
- Какой самый низкий?
- А теперь на листочках от линии отсчёта начертите линии, соответствующие высоте каждого тюльпана, от самого низкого до самого высокого.
- Молодцы! А куда высаживают цветы?
- На клумбу, в горшки.
- Давайте и мы свои тюльпаны посадим на клумбу. Они такие красивые, и хочется, чтобы их было видно все.
- Какие тюльпаны посадили в первый ряд: низкие или высокие?
(Ответы детей)
Предлагаю мальчику и девочке разного роста подойти ко мне.
- Девочка встаёт впереди мальчика.
- Что вы заметили?
(Ответы детей)
- А теперь мальчик встаёт впереди девочки.
- Когда одного и другого видно лучше?
(Ответы детей)
- Итак, какие тюльпаны посадим в первый ряд?
- Самые низкие.
(Дети сажают тюльпаны)
- Посмотрите, видно ли тюльпаны каждого ряда?
- Тюльпаны видно хорошо.
- Давайте сфотографирую вас. Встаньте так, чтобы вас было видно всех.
- Фотографию мы напечатаем и покажем родителям.
- Кукла Таня радуется вместе с нами. Молодцы! Вы замечательно работали.
Приложение 1
Анализ занятия
(подготовлен воспитателем Ю. А. Соловьевой
и старшим воспитателем О. Ф. Григорьевой)
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики – это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.
В программе «Развитие» такой характеристикой-единицей выступает развитие способностей ребенка. Мы полностью согласны с мнением Л. А. Венгера о том, что способности - это ориентировочные действия, которые образуются и проявляются тогда, когда ребенок использует существующие в культуре средства. В дошкольном детстве эти средства носят образный характер и представляют собой эталоны, схемы, модели, символы.
Основным условием развития личности детей в процессе данного занятия явилось наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности каждому ребенку подгруппы проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны педагога к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, активное сотрудничество взрослого с детьми.
Данное занятие развивающего типа было призвано активизировать сотрудничество детей друг с другом. Занятиебыло построено таким образом, что в процессе его проведения предусматривалось взаимодействие детей между собой (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий) в процессе решения определенных интеллектуальных задач (подобрать цветы по величине, выстроить сериационный ряд, верно расположить тюльпаны на модели клумбы и т. д.).
Большое внимание в процессе занятия было уделено детской индивидуальности:
• учитывался темп развития отдельных детей («зона ближайшего развития» и «зона актуального развития»);
• учитывался темп деятельности отдельных детей (с учетом того, что это дети логопедической группы, имеющие недостатки речевого и моторного развития);
• учитывались предпочтения детей (желания работать в определенной паре, симпатии друг к другу и д. п.).
Деятельность детей друг с другом, а также взаимодействие воспитателя с детьми в процессе занятия носило характер диалога и активного сотрудничества.
На наш взгляд, при решении логических задач ребенку необходимо выявлять и учитывать существенные, скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Так, определить, какой из цветов выше : красный тюльпан, желтый тюльпан или синий тюльпан, можно, сравнивая их по высоте, используя прием наложения. А также, как в нашем случае, можно использовать для этой цели детей разного роста (если педагогу кажется, что дети могут обидеться, оказавшись ниже товарища, то можно использовать и игрушки разной высоты). Эти сложные отношения становятся понятны дошкольникам и доступны для анализа, если они представлены в наглядной форме. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания.
В занятие также было включено закрепление детьми навыков моделирования отношений (расположение понятий по степени выраженности какого-либо признак). Так, наглядной моделью в данном случае служил ряд палочек-тюльпанов равномерно возрастающей величины. Включение в занятие способов моделирования отношений соподчинения и отношений последовательности было призвано развивать у детей общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем, оно (моделирование) служит средством упорядочения имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
СВОДНАЯ КАРТОЧКА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВОМ ПЕДАГОГОВ МДОУ №155 «Центр развития ребенка – детский сад»
(занятие провела Ю. А. Соловьева, анализ подготовлен О. Ф. Григорьевой, Л. Н. Ухиновой, Т. П. Трубачевой, О. В. Сыркиной)
№ Критерии анализа высокий средний низкий
1. Соответствие программного содержания возрасту детей +
2. Наличие элементов нового, обеспечивающих усилия и напряжение мысли детей +
3. Воспитательное воздействие программного материала +
4. Выполнение гигиенических требований
+
5. Эстетика занятия
+
6. Этапы занятия и их связь +
7. Длительность этапов +
8. Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь и взаимообусловленность +
9. Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей +
10. Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей +
11. Приемы активизации самостоятельной деятельности детей +
12. Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся знания у детей +
13. Доступность, логичность, эмоциональная окраска речи педагога в процессе занятия +
14. Индивидуальная работа с детьми +
15. Качество работы +
16. Поведение детей в процессе проведения занятия +
17. Оценка работы (педагогом, самими детьми) +
18. Качество анализа работы +
Приложение 2
Модель клумбы
Примечание: модель выполнена из цветного пенопласта; горизонтально разделена на пять частей (линий).