Ирина Ильиных
Формирование фонематического восприятия старших дошкольников с ЗПР посредством речедвигательных упражнений на основе ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, в котором учитываются особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 «Эрудит» посещают дети с задержкой психического развития, у которых помимо нарушений высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) часто наблюдаются сопутствующие заболевания. Основной контингент - дети инвалиды. Коррекционная работа, проводимая учителем – дефектологом, позволяет сформировать у выпускника к концу дошкольного детства основные высшие психические функции.
Публикация «Формирование фонематического восприятия старших дошкольников с ЗПР посредством речедвигательных упражнений на основе ИКТ» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Обеспечивая равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства педагоги, реализуют адаптированную образовательную Программу в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Освоение данной Программы, направлено на формирование определённых целевых ориентиров, в том числе: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими.
Но как показывает практика, выпускники с задержкой психического развития по результатам педагогической диагностики по некоторым разделам имеют показатели «близкий к достаточному» : фонематическое восприятие, общая мелкая моторика и пространственные представления.
Несформированность фонематического восприятия существенно влияет на формирование правильного звукопроизношения, грамматически правильно оформленную устную речь, а так же указывает на сформированность звукового анализа и синтеза. В школе перечисленное выше будет являться основным препятствием для формирования письменной и устной речи у детей с ЗПР. При недоразвитии общей и мелкой моторики и пространственных представлений дети испытывают трудности в запоминании образа буквы и в её правильном написании.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. У детей с ЗПР, имеющих недостаточную сформированность фонематического восприятия уже в первом классе появляются первые трудности нарушения письма и чтения, а именно: неумение слышать заданный звук в словах, во фразах, текстах; определять позицию звука в слове; проводить самостоятельно звуковой анализ и синтез слов. При обучении чтению, дети испытывают трудности в чтении слогов, пытаются перейти на побуквенное чтение.
Проблемой является отсутствие методической разработки, обеспечивающей формирование у детей дошкольного возраста с ЗПР полноценного фонематического восприятия путем развития пространственных ориентаций, пространственного мышления у детей и совершенствования мелкой и общей моторики.
Необходимость вести коррекционную образовательную деятельность с детьми с ЗПР, имеющими трудности в формировании у них фонематического восприятия способствовали разработке методического пособия, и явилось обоснованием выбора темы инновационного педагогического опыта: «Формирование фонематического восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития посредством речедвигательных упражнений на основе информационно коммуникационных технологий» средствами новых технологий нейропсихологии, коррекционной педагогики, психологии, дефектологии и логопедии. Данное методическое пособие разработано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов дошкольного образования.
В основу методики обучения детей с задержкой психического развития фонематического восприятия положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи, и приёмы обучения детей. Практически все задания, изложенные в методическом пособии, построены в форме игры или с учётом игровых моментов. Она представляет собой раздел по «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте» адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
Актуальность выбранной темы определяется:
• уровнем требований, предъявляемым к детям в начальной школе и сформированным уровнем подготовки детей с ЗПР, имеющих недоразвитие фонематического восприятия, моторики;
• недостаточное в программе дошкольного образования видов деятельности, обеспечивающих полноценное формирование фонематического восприятия, способствующие формированию устойчивых умений и навыков в выполнении звукового анализа и синтеза, распознавания звуков, определению позиции звука в слове и предупреждению нарушений письма и чтения у воспитанников.
Все это и позволило определить цель: развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития фонематического восприятия через формирование пространственного мышления средствами, речедвигательных упражнений (способностей) с использований информационно коммуникационных технологий.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить особенности фонематического восприятия, пространственного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Разработать методическое пособие по формированию фонематического восприятия, включающее систему игр и игровых упражнений, направленных на развития дыхания, межполушарное взаимодействие, активизацию работы мозга, на сенсомоторную коррекцию, пространственное мышление и двигательное развитие ребенка с задержкой психического развития.
3. Разработать на основе ИКТ речедвигательные упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития.
Новизна опыта:
•Направленность обучения, которое базируется на новые разработки учителей - логопедов, учителей - дефектологов, педагогов - психологов и нейропсихологов;
• Авторское воплощение игровых замыслов в коррекционную деятельность;
• Методическое пособие полностью отвечает требованиям федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Практическая значимость. Данное направление работы может выступить одним из механизмов для достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования детей. Развитие фонематического восприятия в дошкольном детстве влияет на овладение детьми грамотой в начальной школе. Педагоги дошкольного образования могут использовать данное методическое пособие для работы с нормально развивающимися детьми, так и с детьми нарушениями в развитии.
Развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития фонематического восприятия осуществлялось поэтапно:
I этап: Развитие неречевого слуха.
II этап: Развитие речевого слуха.
III этап: Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие-способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать.
Речедвигательные упражнения на основе информационно коммуникационных технологий - комплекс упражнений, в который включаются пальчиковые упражнения, артикуляционная гимнастика, речедвигательная ритмика, упражнений на координацию с использованием информационно - коммуникационных технологий.
Пространственное мышление-вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.
Глава 1. Особенности развития детей с ЗПР и формирование пространственного мышления и фонематического восприятия.
В последнее десятилетие у педагогов и психологов всего мира особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ЗПР.
У данной категории детей наблюдается ограничение психических и познавательных возможностей не позволяющие ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. Из-за слабо развитой произвольной сферы ребёнок очень быстро устаёт, истощается. У детей с ЗПР все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире.
Развитие пространственного мышления формирует объемный мир маленького человека и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто: лево-право, прямо-криво и т. п. понятия. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его величина.
В сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной, неполноценность зрительно-пространственной ориентированности; в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения.
Несформированными в нормальные возрастные сроки бывают такие важные компоненты речи, как фонематический анализ и синтез, нарушения восприятия близких по артикуляции фонем : звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, ошибки при стечении согласных.
Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.
Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития.
По данным Р. Е. Левиной, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. А. Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой — с собственным произношением.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
При нарушении фонематического восприятия возникают определенные затруднения в понимании устной речи, ошибки при чтении и письме.
Исходя из вышеизложенного, фонематическое восприятие формируется только при целенаправленном обучении, на протяжении всего дошкольного возраста. Таким образом, формирование у детей фонематического восприятия является общей задачей дошкольного образования как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детей имеющих общее недоразвитие речи и задержку психического развития.
Глава 2. Методические основы формирования фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Система обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР включает целенаправленную работу по формированию фонематического восприятия и подготовку к обучению грамоте. В адаптированной образовательной Программе для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР раздел «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте» рассчитан на 2 года. Задачей этого раздела является приобретение объема основных знаний, умений и навыков фонематического восприятия и развитие речи, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Для лучшего усвоения этих знаний нами было разработано методическое пособие, которое основывается на основных этапах развития фонематического восприятия и особенностях развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В основу опыта положена коррекционная работа по исследованиям А. В. Семенович, её опыт позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, влияния правильного дыхания и развития двигательной стороны человека. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, вызывается активизация в развитии всех высших психических функций.
Вторым научно обоснованным нашим выбором методики в формирования фонематического восприятия является программа С. Ю. Шишковой «Буквограмма», направленная на развитие фонематического слуха, ориентацию в пространстве, профилактику дисграфии, формированию письменной и устной речи детей. В процессе занятий используются приёмы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, на сенсомоторную коррекцию. Из данной методики, мы использовали, только часть заданий: дыхательные упражнения, упражнения на развитие и профилактику зрительного восприятия, упражнения на координацию тела и некоторые упражнения на буквы.
Сущность нашего опыта заключается в сочетании методов направленных на формирование фонематического восприятия. Нами был подобран материал, включающий развитие психических процессов, развитие правильного дыхания, развитие двигательной стороны (общей и мелкой моторики, развитию фонематического слуха. В своей работе используем системы игр и игровых упражнений с многофункциональными пособиями, которые представлены в виде методического пособия, способствующие повышению результативности коррекционного воздействия. Все задания и упражнения вводятся с постепенным усложнением. Для создания игровой мотивации, нами был введён игровой персонаж, который на протяжении всех этапов занятия сопровождал ребёнка. Он показывал, помогал и направлял ребёнка к выполнению всех заданий на занятии.
Для выбора направления коррекционной работы и выбору методов, и приёмов, и составление индивидуального перспективного плана по формированию фонематического восприятия работы предварительно проводится обследование ребёнка. Затем составлялся индивидуально-перспективный план и, согласно ему выстраивалась коррекционная работа.
В методическом пособии представлены авторские игры на основе информационно – коммуникационных технологий, а так же включены широко известные дидактические игры «Игры для Тигры» «Развитие речи», которые систематизированы и направлены на развитие пространственного мышления, развития мелкой моторики рук, для работы над артикуляцией, для формирования общей координации движений под ритмическую музыку, стихи.
В структуру непосредственной образовательной деятельности входят:
1. Дыхательные упражнения
2. Глазодвигательные упражнения
3. Упражнения на координацию тела (развитие общей и мелкой моторики)
4. Игры на развитие фонематического восприятия
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влиять на многие другие факторы. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.
Упражнения на коррекцию тела. На формирование одновременной и согласованной координации у детей оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела. Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных — разноименных — руки и ноги. Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать : ускорение темпа выполнения, выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля, подключение движений глаз и языка к движениям рук, подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
3. Игры на развитие фонематического восприятия. Работа по развитию фонематического восприятия имеют свою строгую структуру и должна проводиться в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой над слоговой структурой слов ведется и работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения.
Этапы развития фонематического восприятия :
1. Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (свисток, дудочка);
• звучащих предметов
• действий предметов
2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Этот этап имеет определё нную последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Таким образом, используя данную методику для развития фонематического восприятия, мы развиваем у ребёнка все необходимые высшие психические функции и предпосылки овладения грамотой в начальной школе.
Глава 3. Речедвигательные упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития, разработанные на основе информационно – коммуникационных технологий.
Учитывая особенности развития игровой деятельности детей с задержкой психического развития, а так же особенности их мышления и воображения, развитие фонематического анализа и синтеза может происходить более эффективно при использовании специальных игр, предполагающих создание игрового образа.
Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. Для развития навыков фонематического анализа и синтеза предлагаю использовать такое вспомогательное средство, как звуковой образ. Многими исследователями (Д. Б. Эльконин, Е. О. Смирновой) было подмечено, что именно игровой образ служит хорошей побуждающей мотивацией к различным заданиям, так как ведущим видом деятельности дошкольников служит игра. Выполняя задания с использованием игрового образа, у детей повышается концентрация слухового и зрительного внимания, увеличивается объём памяти, развивается воображение.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения данной категории детей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения. Отмечая, что новые электронные игры применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей. Многими авторами отмечается положительное влияние компьютерных программ на мотивацию детей к логопедическим занятиям (Кукушкина О. И., Королевская Т. К., Лизунова Л. Р., Садыкова Г. Г. и др.). Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий. Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер.
Для своего методического пособия мною были разработаны речедвигательные упражнения способствующие развитию фонематического восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития, на основе ИКТ. Игры и задания были разработаны в программе PowerPoint.
Собственные разработанные речедвигательные игры : «Жуки», «Лиса и ёж», «Ёж»(Рис. 1) упражнения направленные на закрепление правильного произношения и выделения из ряда других звуков «Звук «А»», «Звук «О»»,Звук «И»».
Рис. 1
Игры на развитие фонематического восприятия «Помоги Божьей коровки угадать звуки», «Ёжик заблудился в лесу» (Рис. № 2).Разработанные игры направлены на развитие фонематического восприятия ребёнка на разном уровне его первоначального развития.
РРис. № 2
Занятия с использованием ИКТ проводятся либо за столом, либо на коврике. Движения и речевой материал заучивать предварительно не обязательно – упражнения проводятся по подражанию вместе с взрослым. Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, при выполнении упражнений можно включить негромкую, спокойную музыку, чтобы создать соответствующий настрой. Речь педагога должна быть четкой и понятной ребёнку, важно использовать как можно больше мимики. Это вызовет у ребёнка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнёт обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.
К методическим приемам речедвигательных упражнений и игр относятся :
- показ упражнений,
- сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений,
- словесная инструкция,
- пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.
Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.