Юлия Радостева
Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педагогической концепции звучит так: «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр и игровых упражнений»
Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
Очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать, выделять звуки. И задача взрослого его этому научить. Необходимо помнить, что намного проще предупредить нарушения речи, чем потом их исправлять.
Развитие фонематического слуха у младших дошкольников помогает им овладеть правильным произношением и в дальнейшем предупредить появление грамматических ошибок при письме.
Важно не упустить сенситивный период для развития фонематического слуха, так как именно в детстве он закладываются и формируются, дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир, а познаёт его ребёнок через игру, через ощущение. Уже в раннем возрасте ребенок начинает использовать «слово», как средство для общения.
Я считаю, развитие фонематического слуха у детей младшего возраста сложным и важным процессом, требующим много усилий со стороны педагога и родителей.
В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и
выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.
Даниил Борисович Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие».
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
• узнавать наличие данного звука в слове;
• различать окружающие его звуки;
• различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
БАНКА-КАБАН НОС-СОН:
• различать слова, отличающиеся только одной фонемой СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.
Причинами нарушения фонематического слуха у младших дошкольников являются :
1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,
2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы. Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Наблюдая за детьми в совместной деятельности или во время непосредственной образовательной деятельности, а так же проанализировав речевое развитие детей, я отметила, что у детей моей группы наблюдаются нечёткие и неясные произнесения, поэтому я постаралась спланировать занятия с учётом индивидуальных особенностей, возможностей детей, и состояния их психического и физического развития. (Приложение №1 мониторинг)
Чем раньше родители и воспитатели выявят ошибки, допускаемые детьми в произношении, тем успешнее в дальнейшем они овладеют чтением и письмом в школе.
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.
Реализация задач по развитию фонематического слуха осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи развития звуковой культуры речи на разных возрастных этапах постепенно усложняются. В работе по развитию фонематического слуха использую пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логоритмические упражнения, игры на звукоподражание, дыхательные игры. Отдельное внимание уделяю чтению народных песенок, потешок, чистоговорок, прибауток, сопровождаемые показом наглядного материала. Очень важно научить малыша слушать фольклорный сюжет, помимо задач по решению развития фонематического слуха они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, создают эмоциональный положительный фон, снимают напряжение, успокаивают и радуют ребёнка. Для примера привожу несколько игр используемых мною в работе с детьми:
Игра – инсценировка:
Возьмите куклу и покажите, как Вы ее укладываете спать (можно уложить спать и другую игрушку – зайку, мишку и т. д.).
Скажите протяжно или пропойте кукле колыбельную на самую простую мелодию:
«Котя-котенька-котооооооок!
Котя – серенький хвостооооок!
Приди, котик, ночевааааать,
Мою куколку качаааааать (или моего заиньку качать и т. д.)»
Где же котик? Давай его позовем: «Ко-тик, ко-тик! ИдИ-идИ-идИ. Иди к нам. Иди» (заранее спрячьте игрушечного котика под платок так, чтобы из-под платочка был виден его хвост) Где же котик? Вот он! (ребенок находит игрушку) Иди, котик. Иди! Котик отвечает «Мяу, мяу, идууу, идууууу»
Котик подходит к кукле, ее гладит, говорит ей «бай-бай-бай» и садится на край кроватки или дивана.
Игра «Тихо - громко»
Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, при слове «громко» будет петь со своей любимой игрушкой. При слове «тихо» — укладывать игрушку спать.
Игра «Угадай, кто это?»
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,
водящий определяет, кто «лягушка».
Игра «Сделай остановку»
Дети идут по кругу, логопед произносит гласные звуки нараспев: а – о- у – и – э – а – и – у – а и т. д. Задание остановись на звук а.
Для достижения желаемого результата мною разработан план действий.
1. сбор и анализ анамнестических данные, изучение медико-педагогической документации;
2. беседы, анкетирование родителей;
3. наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной деятельности;
4. количественный и качественный анализ полученных данных.
Проанализировав полученные результаты, я разработала перспективное планирование по формированию навыков звукопроизношения у детей во второй младшей группе детского сада. При составлении планирования, была проанализирована психолого-педагогическая литература, изучены вопросы развития речи детей данного возраста и составлен перспективный план и отработана вся необходимая литература с учётом содержания ООП ДОУ разработанной с учетом программы воспитания и обучения во второй младшей группе детского сада по М. В. Васильвой, в своей работе я использую последовательное уточнение и дифференциацию звуков у детей разных возрастных групп в течение учебного года по А. И. Максакова.
При планировании занятий я учитываю, возрастные и индивидуальные особенности детей. Включаю в занятие сюрпризные и игровые моменты, т. к. игра, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, что позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Я использую игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи, мною выбраны: дидактические, словесные, театрализованные, игры-инсценировки, подвижные игры.
Так как дети тяжело воспринимают информацию на слух, я использую картинки по теме, иллюстрации сказок, пособия, изготовленные мною – живые картинки для игр инсценировок, для разнообразия видов игр использую волшебный кубик, речевые часы, волшебный сундучок, различные тренажёры для дыхательной гимнастики. Задания, направленные на развитие фонематического слуха, использую как в непосредственной образовательной деятельности, так и различных режимных моментах.
Для каждого ребёнка родители являются примером для подражания, поэтому многих трудностей можно избежать, если заниматься с ним не только в саду, но и дома.
Поэтому считаю важным аспектом своей педагогической деятельности заинтересовать и вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Работа с родителями содержит: беседы, консультации, родительские собрания, оформление информационно-родительского уголка.
Подводя итоги, можно сказать следующее:
игры по развитию фонематического слуха способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка, так как развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Задача же воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у воспитанников интерес к игре, грамотно организовать игру, обеспечивая заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекая их к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
Диагностическая карта
по звуковой культуре речи
во второй младшей группе 2015-2016 уч. г.
На начало года
Категория детей Дети часто посещающие детский сад Дети часто болеющие
№ Фамилия, имя ребёнка Женя М. Саша М. Макар Г. Лиза Н. Федя Ч. Соня М. Маша К. Максим П. Таня К. Артём М.
1 Артикуляция гласных звуков СУ СУ СУ ВУ СУ СУ СУ НУ СУ СУ
2 Артикуляция согласных звуков НУ НУ НУ СУ СУ НУ НУ НУ СУ НУ
3 Моторика речедвигательного аппарата СУ НУ СУ СУ ВУ СУ СУ НУ СУ СУ
4 Развитие речевого дыхания ВУ СУ СУ СУ СУ СУ СУ СУ НУ НУ
5 Развитие речевого слуха СУ СУ СУ НУ СУ СУ НУ СУ НУ СУ
ИТОГ: НУ (низкий уровень) – 20%
СУ (средний уровень) – 68%
ВУ (высокий уровень) – 12% НУ (низкий уровень) – 40%
СУ (средний уровень)- 60%
ВУ (высокий уровень)- 0%
Диагностическая карта
по звуковой культуре речи
во второй младшей группе 2015-2016 уч. г.
Середина года
Категория детей Дети часто посещающие детский сад Дети часто болеющие
№ Фамилия, имя ребёнка Женя М. Саша М. Макар Г. Лиза Н. Федя Ч. Соня М. Маша К. Максим П. Таня К. Артём М.
1 Артикуляция гласных звуков ВУ СУ СУ ВУ ВУ СУ СУ СУ СУ СУ
2 Артикуляция согласных звуков СУ НУ СУ СУ СУ СУ НУ НУ СУ НУ
3 Моторика речедвигательного аппарата ВУ СУ ВУ СУ ВУ СУ СУ СУ СУ СУ
4 Развитие речевого дыхания ВУ СУ СУ ВУ СУ ВУ СУ СУ ВУ НУ
5 Развитие речевого слуха СУ СУ ВУ СУ СУ СУ СУ СУ СУ СУ
ИТОГ: НУ (низкий уровень) – 4%
СУ (средний уровень) – 60%
ВУ (высокий уровень) – 36% НУ (низкий уровень) – 16%
СУ (средний уровень)- 76%
ВУ (высокий уровень)- 8%