Елена Заец
Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Заец Елена Викторовна, общий педагогический стаж работы 20 лет.
В Республиканском специализированном доме ребёнка г. Донецка ра-ботаю 12 лет. Имею квалификационную категорию «Специалист высшей категории» с 2011 года.
В своей работе руководствуюсь законодательскими, инструктивными, нормативными и методическими документами Министерства образования и Министерства охраны здоровья ДНР, которые касаются вопросов науч-но-педагогической работы детей раннего возраста.
Публикация «Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
Республиканский специализированный дом ребёнка г. Донецка является учреждением для воспитания и содержания детей, оставшихся без роди-тельского обеспечения в возрасте от рождения до четырёх лет с поражени-ями центральной нервной системы разной степени тяжести, а также дети с задержкой речевого развития.
Дом ребёнка располагается в типовом помещении. Имеет все необхо-димые условия, хорошую материальную базу для воспитания и реабили-тации детей : групповые помещения с верандами, спальнями, игровыми комнатами; залами ЛФК, физиотерапевтический кабинет, музыкальный зал, методический, логопедический кабинеты и кабинет психолога оснаще-ны надлежащим оборудованием, дидактическими материалами, методиче-скими пособиями, используются технические методы обучения.
Дом ребёнка имеет клиническую лабораторию, круглосуточный меди-цинский пост, изолятор. Группы, где находятся дети, оснащены твёрдым и мягким инвентарём, игрушками, сенсорным материалом, материалами для рисования, лепки, аппликации, конструирования. Каждая группа имеет свой эстетический интерьер, который своевременно обновляется; уютные игровые уголки, оснащённые строительным материалом, сенсорными по-собиями, игрушками для развития сюжетных, дидактических, творческих игр.
Площадки для прогулок имеют спортивное оборудование, открытый бассейн, павильоны, места для игр с природным материалом. Для разви-тия движения используются качели, детские велосипеды, машины, по-движные игрушки, санки. Для детей раннего возраста изготовлены манежи для прогулок.
Дом ребё нка выполняет следующие виды деятельности:
• Содержание и воспитание детей – сирот, детей, оставшихся без родитель-ского обеспечения, детей инвалидов;
• охрану здоровья;
• специальную медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию;
• реабилитацию детей с особенными потребностями;
• перевод в детские учреждения согласно возрасту и развитию по решению МПК.
Консультативную помощь осуществляют сотрудники кафедры Донец-кого медицинского университета. Также, организована постоянная комис-сия ЛКК, которая устанавливает инвалидность больным детям, оформляет документы на социальную помощь (пенсии). Совместно с областным ПМПК осуществляются обследования детей по переводу в другие детские учреждения по достижении возраста.
На базе Дома ребёнка с 2013 года открыт реабилитационный центр. В реабилитационный центр принимаются дети от одного года до шести лет: дети с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, с нарушением аутического спектра, с синдромом гиперактивности и диффе-ренцированного внимания, ДЦП, слабослышащие.
Курс пребывания детей в центре составляет 45-90 дней. В течении это-го времени дети получают интенсивный курс реабилитации, с детьми ра-ботают квалифицированные специалисты (логопеды, дефектологи, психо-лог, воспитатели, массажисты, инструкторы по лечебной физкультуре).
Действующая, медико - педагогическая комиссия назначает лечение и устанавливает расписание реабилитации детей, следит за его выполнени-ем.
Работая с детьми с ОВЗ (особенными возможностями здоровья) наблюдается недостаток в сенсорном развитии детей, поэтому в своей пе-дагогической деятельности мною была выбрана тема: «Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений».
Актуальность исследования: Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Се-нсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, вели-чине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, ску-льптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного во-спитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происхо-дит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное озна-комление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представ-лений).
Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребен-ка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудо-вой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринима-ет мир, во многом зависит его психическое развитие.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсор-ного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспита-ния. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиоло-гов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слу-хового анализа в развитии восприятия.
Изучив работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихее-вой, Ф. И. Блехер, Ш. А. Абдуллаевой по теме сенсорное развитие и воспи-тание дошкольников, можно сделать вывод, что основным средством сен-сорного воспитания и развития являются дидактические игры и упражне-ния.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных дидактических игр и упражне-ний, на развитие сенсорных представлений, у детей раннего возраста, вы-явить особенности сенсорного развития.
Объект исследования: процесс формирования сенсорных представлений, у детей раннего возраста.
Предмет исследования : дидактические игры и упражнения как средство развития сенсорных навыков и представлений у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
• изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и мето-дическую литературу по проблеме исследования;
• определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
• раскрыть значение специально организованных игр-занятий на развитие сенсорных навыков;
• разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;
• провести диагностику сенсорного развития детей раннего возраста и дать соответствующие методические рекомендации.
В исследовании была проверена гипотеза: оптимизация процесса формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста посред-ством дидактических игр и упражнений.
Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного вос-приятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность ум-ственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидакти-ческом процессе различных средств и форм организации обуче-ния: учебные занятия, дидактические игры и дидактические упражнения.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с дав-них пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Исследование проводилось в разновозрастной группе реабилита-ционного центра. Участники исследования: дети от 2 до 4 лет.
Вначале осуществлялся теоретический анализ философской, педагоги-ческой, психологической, методической литературы по проблеме исследо-вания; определялись концептуальные основы, цели, объект и предмет, формулировалась и уточнялась гипотеза, конкретизировались задания, разрабатывалась и испытывалась методика исследования.
Дети разновозрастной группы реабилитационного центра.
1. Лозинска Даша. 19.07.13. ЗРР.
2. Смирнов Владик. 04.08.12. ЗРР, нарушение ОДА.
3. Сёмкина Катя. 21.01.13. ЗПР.
4. Микова Маша. 22.01.12. ЗРР, нарушение слуха.
5. Ромашевский Данил. 20.01.11. ЗРР.
6. Ромашевский Никита. 18.08.12. ЗРР.
7. Зенченко Павлик. 12.05.13. ЗРР, синдром гиперактивности.
8. Кадян Карина. 04.12.11. ЗРР, РАС.
9. Бывших Дима. 06.03.12. ЗРР.
10. Алябьев Илья. 06.07.12. ЗРР, ЗПР.
11. Глазова Вероника. 07.06.13. ЗРР.
12. Шпаков Артур. 17.08.11. ЗРР, РАС.
13. Ильяшенко Денис. 27.02.12. ЗРР.
14. Руденко Дима. 20.01.12. ЗРР.
15. Радяхин Аким. 10.10.11. ЗРР, ЗПР, синдром гиперактивности.
Основные задания для детей 2 – 4 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Проведение исследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Было предложено каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонс-трировалось соответствующее действие, а затем предлагалось ребёнку воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то исполь-зовался метод совместных действий. Например, воспитатель руками ребёнка вставляла фигуры в соответствующие прорези; собирала пирами-дку с учётом величины колец; складывала разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
Приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных заданий в начале периода пребывания в реабилитационном центре.
1. Даша -; +; -; +; -. 2. Владик +; -; +; -; -. 3. Катя -; -; +; -; -. 4. Маша +; -; -; -; -.
5. Данил -; +; +; +; +. 6. Никита +; -; +; +; -. 7. Павлик -; +; -; +; -.
8. Карина -; -; -; -; -. 9. Дима -; +; +; +; +. 10. Илья -; -; -; -; -.
11. Вероника +; -; +; -; +. 12. Артур -; -; -; -; -. 13. Денис -; -; +; +; -.
14. Дима +; -; +; +; -. 15. Аким -; -; -; -; -.
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполнен-ные с неточным соответствием).
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вло-жить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он нахо-дил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустрем-лённо и достигает положительного результата.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную фо-рму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треуголь-ной прорези.
Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентиро-вки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварите-льного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геомет-рические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
1. Высокий уровень – 2 ребёнка (13%)
2. Средний уровень – 3 ребёнка (20 %)
3. Низкий уровень – 10 детей(67%)
В течении 90 дней с детьми проводилась непосредственно образовательная деятельность с использованием дидактическх игр и упражнений по сенсо-рному развитию.
Оценка действий ребёнка.
В конце периода пребывания детей в реабилитационном центре была про-ведена повторная диагностика на выявление уровня сенсорного развития.
1. Даша +; +; -; +; -. 2. Владик +; -; +; -; -. 3. Катя -; -; +; -; +. 4. Маша +; +; +; -; -.
5. Данил +; +; +; +; +. 6. Никита +; -; +; +; -. 7. Павлик -; +; -; +; -.
8. Карина -; +; +; -; -. 9. Дима +; +; +; +; +. 10. Илья -; +; +; -; -.
11. Вероника +; +; +; -; +. 12. Артур -; -; -; +; +. 13. Денис -; +; +; +; -.
14. Дима +; -; +; +; -. 15. Аким -; +; -; -; -.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
1. Высокий уровень – 3 детей. (20%)
2. Средний уровень – 5 детей. (33%)
3. Низкий уровень –7 детей. (47%)
В проведённых исследованиях было выявлено, что за период пребыва-ния детей в реалибитационном центре: высокий уровень повысился - на 7 %, средний – на 13 %, низкий – 20 %.
В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие мо-жет осуществляться в разных видах деятельности - в действиях с предме-тами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др.
Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно не-сколько анализаторов, т. е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Организует и направляет сенсорную актив-ность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхност-ным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском воз-расте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.
Я работаю с 2013 по 2016 г. г. в реабилитационной разновозрастной группе. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовест-но и творчески. Стремлюсь активизировать познавательную деятельность ребят, повышаю интерес к обучению на каждом этапе образовательной де-ятельности через индивидуальную и групповую работу, дифференциро-ванный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.
Цель работы в реабилитационной разновозрастной группе: обеспече-ние организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуаль-ным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
Основные задачи работы в данной группе:
• Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художествен-но-эстетического развития, способствующие развитию личности.
• Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельно-сти.
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.
• Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
• Использовать в работе инновационные программы и методики.
Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованны зоны для разных видов активно-сти: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповых и ин-дивидуальных занятий. Именно интересам и потребностям детей соответ-ствует среда, в которой они находятся в течение дня. Создавая развиваю-щую среду, учитывался такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удоволь-ствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сфе-рах.
Предметно-развивающая среда включает :
• Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;
• Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал);
• Зона сюжетно-ролевых игр;
• Уголок книги;
• Спортивный уголок;
• Уголок ряженья;
• Уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке);
• Театральный уголок;
• Уголок природы;
• Зона релаксации.
В решении задач, игре отвожу важнейшую роль, как основному виду деятельности. Игра необходима на всех этапах развития. Она является эф-фективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности воздействия на мир. Иг-ра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В иг-ре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вооб-ще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Поэтому мною были подобраны игры для адаптационного периода, с учетом воз-растных особенностей детей, таких как: «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой» и др.
Дидактические игры и упражнения выстраивала с систему последова-тельно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к деятельно-сти, творческих способностей.
Для реализации поставленной цели и задач, я использую типовую образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», комплексную программу воспитания и обучения под. ред. М. А. Васильевой, парциальные программы Р. Б. Стеркиной «Основы безопас-ности детей дошкольного возраста», методические пособия М. Г. Борисен-ко «Наши пальчики играют», и др.
Организуя образовательный процесс с детьми, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познаватель-ного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного!».
Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхи-щающую оценку, сюрпризные моменты.
Занятия провожу в виде: дидактических игр, бесед и слушаний, чте-ния и драматизации, сидя и лёжа на ковре.
Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскован-нее, увереннее и самостоятельнее.
Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как: рисование пальчи-ками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.
В моем опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр :
• Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с иг-рушками и предметами : подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характе-ру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.
• Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожи-данному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
• Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неиз-вестностью : «Узнай?», «Отгадай?», «Что здесь?», «Что изменилось?».
• Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполне-нии ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.
• Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?», «Кто дальше?» и т. д.
• Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет или кар-тинку, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от не-нужного, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет, не сказать запретное слово. Например, в игре с дидактической задачей – совершен-ствовать восприятие формы предметов основным условием выигрыша должно быть умение детей вычленять форму и подбирать предметы по форме. Если в другой раз ставиться цель – научить детей называть цвет предметов, выигрывает тот, кто лучше всех умеет это делать, и т. д.
Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место на занятиях занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.
Организация образовательного процесса обуславливается характе-ром, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной де-ятельности, которая осуществляется совместно с воспитателем.
Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным пред-метным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно дер-жать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой - либо предмет, но и объясняю, как им пользо-ваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.
Для создания здоровьесберегающей среды в группе, оптимально ис-пользую двигательный режим, профилактические процедуры (фитотера-пия, гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, массажные ков-рики, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статич-ных видов деятельности, релаксационные паузы. А также активно приме-няю фольклор, прибаутки, помогающие детям расслабиться: «Киска, кис-ка»; «Ладушки, ладушки»; «Пальчик-мальчик», «Ножки, ножки» и др.
Таким образом благодаря дидактическим играм дети начинают уста-навливать связь между действием и результатом, делают выводы, начина-ют логически мыслить.
Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельно-сти, которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины не-удачи, вселить в него уверенность. Все это создаёт положительный микро-климат, в котором легко и плодотворно проходит день в группе.
Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями, а моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её.
Для решения возникающих проблем, работа с родителями осу-ществляется с использованием следующих форм :
• анкеты;
• консультации,
• беседы-рекомендации;
• печатный материал для чтения;
• совместные творческие дела.
Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сфор-мировать понимание того, что родители являются первыми педагогами де-тей.
Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю но-вые инновационные технологии, следую принципу: «Помоги, но не навре-ди». Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, ма-стер-классах, прошла курсы по повышению квалификации.
Использование компьютерных средств активно входит в педагогиче-ский процесс ДОУ. В своей работе использую следующие программы: Microsoft Office 2003-2007 (Word -текстовый редактор, (Excel - редактор таблиц). Прошла обучение по программе в качестве слушателя програм-мы Intel «Обучение для будущего».
Принимаю активное участие в педагогических советах, консультаци-ях для педагогов и родителей, в совместной методической работе по раз-работкам памяток и брошюр для педагогов и родителей, пособий и прак-тических материалов, для проведения занятий и мероприятий с детьми с особенными потребностями.
Я считаю, что воспитатель – это и педагог, и психолог, и профессио-нал. Он должен прекрасно знать своё дело и ясно представлять себе, что любые потери в развитии ребёнка невосполнимы. Воспитатель должен быть добрым, любящим детей, искренним, честным, терпеливым и обая-тельным. Педагог для детей эталон. Дети, как губка, впитывают наши сло-ва, жесты, манеру поведения, позу. В любой жизненной ситуации надо уметь правильно себя вести.
В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта дея-тельности, интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трё хлетнем возрасте: «Я сам!»
Моя перспективная цель - это создать условия для развития индиви-дуальности.