Нина Качина
Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»
(Гвездослов)
Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный процесс, который предполагает взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира. Ведь именно такой непосредственный контакт детей с природой оказывает неизгладимое впечатление на ребенка. Роса на траве, аромат цветов, жужжание насекомых или стрекотание кузнечика – обыденность для взрослого, но не для ребенка. Каждый малыш в глубине души своей – исследователь, и те открытия живой и неживой природы, которые он совершает, постепенно формируют общую картину окружающего нас мира. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Публикация «Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Но для того, чтобы сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы, необходимо создать такую развивающую среду экологического направления, которая бы позволила дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выделять его закономерности и связи, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.
Именно с этого и начиналась моя работа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Уголок живой природы, в оформлении и обновлении которого активное участие принимали наши родители, дает возможность детям ежедневно наблюдать за различными домашними растениями, ухаживать за ними, отслеживать ритм и рост. Уголок неживой природы дает нам колоссальные возможности для проведения опытов, установления закономерностей и связей. А такая возможность самому ребенку быть исследователем и первооткрывателем чего-то нового, неизведанного оставляет след в детском сознании. Также наша развивающая среда пополняется различными дидактическими играми, раскрасками, экологическими плакатами, знаками, рассказами и сказками, различными моделями и макетами. Поэтому в часы самостоятельной деятельности детей продолжается активное ознакомление детей с окружающим миром и его особенностями.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Также работа по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры у старших дошкольников предусматривает работу с родителями воспитанников. Она включает: беседы и консультации («Природа – наш дом», «Экологическая обстановка в нашем районе», «Где нас подстерегает опасность», «Весточки природы», «О чем молчат травы», «Лечимся природой», «Сохраним и сбережем» и т. д.); круглые столы и родительские собрания («Сбережем родную природу», «Тайны природы», «Гости леса», «Войти в природу другом», «Знатоки природы», «Жалобная книга природы» и т. д.) ; участие в акциях («Покормите птиц зимой», «На защите у природы», «Охранники природы») ; совместная с детьми деятельность (участие в экскурсиях; изготовление экологических плакатов и стенгазет; высаживание саженцев в саду, растений на огороде; участие в творческих конкурсах экологической направленности; уход за растениями, помощь в организации праздников и т. д.)
Так в тесной взаимосвязи воспитанников, педагогов и родителей, при наличии насыщенной развивающей среды, идет моя работа по экологическому воспитанию и образованию детей.
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо, на формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.
1. Развитие познавательного интереса к миру природы.
2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
4. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения.
5. Развитие познавательно-творческих способностей детей.
6. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
7. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.
В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников, я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками, в области экологического образования :
1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез,2010. – 112с.
2. Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б., Программа «Безопасность» способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения детей дошкольного возраста.
3. Рыжовой Н. А. «Наш дом – природа»
4. Николаевой С. Н. «Юный эколог»
Методические рекомендации:
Аксеновой З. Ф. «Войди в природу другом».
В своей работе, по экологическому образованию, использую следующие методы и приё мы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов; опыты и эксперименты; проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»;
словесные методы: беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание; практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы); игровые методы; практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов. Она включает: беседы и консультации («Природа – наш дом», «Экологическая обстановка в нашем районе», «Где нас подстерегает опасность», «Весточки природы», «О чем молчат травы», «Лечимся природой», «сохраним и сбережем» и т. д.); круглые столы и родительские собрания («Сбережем родную природу», «Тайны природы», «Гости леса», «Войти в природу другом», «Знатоки природы», «Жалобная книга природы» и т. д.) ; участие в акциях («Покормите птиц зимой», «Дом для скворца», «На защите у природы», «охранники природы») ; совместная с детьми деятельность (участие в походах, экскурсиях; изготовление экологических плакатов и стенгазет; высаживание саженцев в саду, растений на огороде; участие в творческих конкурсах экологической направленности; уход за растениями, помощь в организации праздников и т. д.)
Так в тесной взаимосвязи воспитанников, педагогов и родителей, при наличии насыщенной развивающей среды, идет моя работа по экологическому воспитанию и образованию детей.
Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам :
– становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью мониторинга (2 раза в год);
– формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;
– развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических проблемах родного города;
– уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;
– понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;
– умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
– ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего края;
– воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;
– формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;
– охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;
– формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Литература:
Волчкова В. Н., СтепановаН. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология // Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. –131с
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез,2006. – 104с
Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Познавательно– исследовательские занятия с детьми 5 –7 лет на экологической тропе –Волгоград : Учитель 2011. – 174 с.
Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).(7)
Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М., 2007.
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез,2010. – 112с.