Анна Савина
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Песочные картинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
Возрастной диапазон: 4 - 5 лет
Срок реализации программы : 1 год
Автор – составитель:
Воспитатель
Савина Анна Михайловна
г. Новозыбков
Содержание
1. Пояснительная записка…
3. Содержание образовательной деятельности….
3. Учебно-тематический план….
4. Тематический план….
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Песочные картинки“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование песком и на песке
- Темочки
4. Информационно-методическое обеспечение….
5. Приложения ….
Пояснительная записка
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах. Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т. В. Ахутиной, З. М. Богуславской, О. И. Бочкаревой, Н. Н. Васильевой, А. Викторовой, Н. К. Винокуровой, Р. Р. Калининой, Т. С. Комаровой, К. В. Тарасовой. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Песок - та же краска, прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Программа художественно-эстетического развития «Песочные картинки» направлена на обучение детей технике рисования песком.
Цель и задачи программы
Цель: стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:
1. Развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки.
2. Обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии.
3. Развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.
4. Упражнение пальцев и кистей рук.
5. Развитие художественно-эстетического вкуса.
6. Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.
7. Развитие зрительно-моторной координации.
8. Свободное владение кистями обеих рук.
Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и строится на следующих принципах:
1. Направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
2. Создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
3. Использовании игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Срок реализации программы : 1 год
Условия реализации программы
Программа реализуется в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: занятия проводятся в групповой комнате. Для рисунков используется специальный кварцевый песок, заранее просеянный, промытый, окрашенный и прокаленный.
Режим занятий.
• Возраст воспитанников: 4-5 лет.
• Количество: 1 раз в неделю (среда, вторая половина дня.
• Продолжительность: 20-25 мин.
• Форма организации детей: занятие.
Ожидаемый результат
• развитие плавности, изящества и точности движений;
• умения работать кистью и пальцами обеих рук;
• координации руки и глаза;
• овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
• умение изменять размах и направление движения руки при рисовании;
• гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
Содержание образовательной деятельности
Обучение технике рисования песком проводится с детьми 4-5 лет 1 раз в неделю во второй половине дня по 20-25 мин в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла:
• 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
• 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо: Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами; Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
• Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
• Категорически нельзя бросаться песком;
• Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование планшет размером 50 х 30. Для рисования используется мелкий цветной песок, который хранится в специальной коробке на столе, планшет, клей ПВА, кисть для клея, трафареты, распечатанные черно-белые картинки, влажные салфетки.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка. Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" - голубой и/или синий и т. д.
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов). Обязательным является проведение физкультминутки (через 10-15 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка. Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ.
Программа составлена с учё том принципа интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования цветным песком, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при работе с песком; формирование трудовых умений и навыков в случаях, когда просыпается песок на стол или на пол.
Познавательное развитие - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства песочного творчества; знакомство со строением предметов, объектов;
Речевое развитие - знакомство детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей деятельности. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.
Художественно-эстетическое развитие – прослушивание звуков окружающего мира; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия;
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Количество занятий
1. «Здравствуй,
песок!» 1
2. «Песочное волшебство» 1
3. «Мой любимый дождик» 1
4. «Осенние листья» 1
5. «Яблоки и груши» 1
6. «Домашние животные» 1
7. «Дикие животные» 1
8. «Солнышко, куда ты прячешься?» 1
9. «Домашние птицы». 1
10. «Живой уголок». 1
11. «Новогодняя игрушка» 1
12. «Елочка нарядная» 1
13. «Зимушка, зима! Снеговик» 1
14. «В январе все деревья в серебре». 1
15. «Белая снежинка» 1
16. «Опасности вокруг нас! Светофор». 1
17. «Морское путешествие» 1
18. «Дом, в котором ты живешь». 1
19. «Подарок для папы» 1
20. «Моя любимая машинка» 1
21. «Здравствуй, весна!» 1
22. «Мамин день» 1
23. «Птицы прилетели домой» 1
24. «Мои любимые животные из сказок». 1
25. «Божьи коровки на лужайке». 1
26. «Космос» 1
27. «Весенние цветы» 1
28. «Жили у бабуси два веселых гуся» 1
29. «Салют» 1
30. «Одуванчик» 1
31. «Цветные зонтики» 1
32. «Цветик - семицветик» 1
Всего: 32
Перспективный план
Октябрь
№ п/п Тема Программное содержание Материал
1. «Здравствуй,
песок!»
Познакомить детей с песком и его свойством.
Воспитывать аккуратность и эстетический вкус. Песок, дощечки, влажные салфетки.
2. «Песочное
волшебство»
Познакомить детей с элементами рисования (штрих, точка, посыпание). Закрепить навыки аккуратно пользоваться песком. Песок, дощечки, влажные салфетки.
3. «Мой любимый дождик» Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисование цветным песком. Учить рисовать дождик из тучки, передавая его характер Снятие тонуса ладоней.
Иллюстрации по теме, шаблон, песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
4. «Осенние листья» Развитие внимания, связанного с координацией движений. Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.
Формирование представлений об осенних явлениях в природе.
Иллюстрации по теме, шаблон, песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
Ноябрь
1. «Яблоки и груши» Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы. Закрепить навыки посыпания. Развивать чувство композиции.
Иллюстрации по теме, шаблон, песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
2. «Домашние животные» Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия. Продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, свинья, лошадь, корова, коза, учить подражать их голосу. Иллюстрации по теме, шаблон, песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
3. «Дикие животные» Развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения. Закрепить знания о диких животных. Иллюстрации по теме, шаблон, песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
4. «Солнышко, куда ты прячешься?» Учить рисовать лучики сыпучими линиями. Закрепить навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения. Иллюстрации по теме, шаблон, песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
Декабрь
1. «Домашние птицы». Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком.
Закрепить навык рисования предмета из двух кругов различных по диаметру. Воспитывать аккуратность.
Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
2. «Живой уголок». Закрепить навыки рисования цветным песком. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
3. «Новогодняя игрушка» Учить рисовать круглые предметы сыпучими круговыми движениями. Развивать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
4. «Елочка нарядная» Закрепить умение аккуратно рисовать песком не выходя за пределы шаблона. Развивать эстетический вкус. Иллюстрации по теме, шаблон, песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, салфетка.
Январь
1. «Зимушка, зима! Снеговик» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
2. «В январе все деревья в серебре». Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование сыпучими движениями. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
3. «Белая снежинка» Закреплять умения наносить песок длинными линиями и точечным движением рук. Развитие мелкой моторики рук. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, вата белая, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
4. «Опасности вокруг нас! Светофор». Закреплять умения рисовать предмет круговыми движениями. Воспитывать аккуратность. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
Февраль
1. «Морское путешествие» Учить смешивать и сочетать в рисунке синий и голубой цвет. Аккуратно наносить песок. Развивать мелкую моторику рук. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
2. «Дом, в котором ты живешь». Учить рисовать дом по шаблону, украшать дополнительными декоративными элементами. Развивать фантазию. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
3. «Подарок для папы» Закрепить умения рисовать цветным песком. Воспитывать аккуратность и развивать мелкую моторику рук. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
4. «Моя любимая машинка» Закрепить умения рисовать транспорт в нетрадиционной технике рисования. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
Март
1. «Здравствуй, весна!» Учить детей рисовать картину без шаблона. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
2. «Мамин день» Учить украшать рисунок дополнительными предметами (пайетки, стразы). Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.
Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
3. «Птицы прилетели домой» Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам.
Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
4. «Мои любимые животные из сказок». Совершенствовать умения в рисовании песком. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных.
Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
Апрель
1. «Божьи коровки на лужайке». Закрепить навыки рисования цветным песком. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Развитие мелкой моторики рук. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
2. «Космос» Закрепить умения рисовать песком. Воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
3. «Весенние цветы» Закрепить навыки рисования цветным песком. Закрепить знания о цветах. Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать аккуратность. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
4. «Жили у бабуси два веселых гуся» Закрепить навыки рисования цветным песком. Закрепить знания о домашней птице. Развитие мелкой моторики рук. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
Май
1. «Салют» Закрепить умения рисовать цветным песком. Закрепить знания о празднике «День победы». Воспитывать чувство патриотизма. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, пайетки, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
2. «Одуванчик» Закрепить знания о весенних цветах. Закрепить умение аккуратно пользоваться песком, воспитывать бережное отношение к растениям. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка.
3. «Цветные зонтики» Закрепить умение детей рисовать песком, аккуратно пропускать песок между пальцев. Развивать мелкую моторику рук. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
4. «Цветик - семицветик» Закрепить умение наносить песок тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность. Иллюстрации по теме, шаблон, цветной песок, клей, кисть д/к, клеенка, вл. салфетка
Информационно-методическое обеспечение
1. Белоусова О. А. Обучение дошкольников рисованию песком. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003г.
5. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М. :ИНТ, 2010г.
6. Сажина С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2007г.
7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
8 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1. https://www.sandpictures.ru 2. https://www.jlady.ru 3. https://www.u-sovenka.ru 4. https://www.vita-studia.com 5. https://www.mc-art.ru 6. https://www.sandproject.ru