наталья ишимова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по освоению детьми приемов бисероплетения «Бусинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 265»
Принято Утверждена
Решением педагогического совета Приказом заведующего МБДОУ №265
Протокол №__ от «__» ___ 2017г. ___ Н. А. Пермикина
«__» ___ 2017г.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по освоению детьми приемов бисероплетения «Бусинка».
Разработчик: Ишимова Наталья Владимировна
Программа для детей : 4-6 лет
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по освоению детьми приемов бисероплетения „Бусинка“» размещена в разделах
Срок реализации программы : 2 года
Ижевск
2017
Пояснительная записка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.
Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.
Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.
Настоящая программа способствует формированию у детей навыков усвоения и использования различных техник бисероплетения, и побуждает творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Актуальность:
1. Занятия в кружке по бисероплетению способствуют развитию творчества, воображения, пространственного мышления, художественного вкуса, эстетических чувств;
2. Знакомят с особенностями художественного языка;
3. Развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
4. По желанию ребёнка бисер и бусинки могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.
5. Способствуют обогащению словаря;
6. Развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её.
Цель: развитие творческой индивидуальности ребенка через увлекательное искусство плетение из бисера. Обеспечение досуга детей.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить с приемами бисероплетения;
-формировать умение работать по схеме, дополнять или изменять её, составлять свою;
-обогащать речь детей, расширять словарный запас;
-приобщение детей к основам рукоделия и ознакомление с историей промысла;
Развивающие:
-Способствовать развитию внимания, мышления, памяти;
-Развивать физические качества у детей;
-Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
-Содействовать развитию эстетических чувств.
Воспитательные:
-Создавать условия для формирования положительно – эмоционального восприятия окружающего мира;
-Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему своей культуры;
-Приобщить детей к основам рукоделия.
Формы реализации программы :
- Беседа с детьми
-Практическая совместная деятельность
- Показ воспитателем способы действия
- Выставка
Принципы содержания программы :
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Условия реализации образовательной программы : Настоящая программа рассчитана на 2 года, на детей 4-6 лет, реализуется в виде совместной деятельности дополнительной образовательной услуги. Совместная деятельность проводится в средней группе 1 раз в неделю, а в старшей группе 2 раза в неделю, продолжительность составляет- 30 мин.
Основные ожидаемые результаты:
1. Подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ;
2. Составлять композиции и схемы изделий из бисера;
3. Выполнять работы в разных техниках плетения изделий;
4. Передавать единство формы;
5. Владеть навыком работы в бисероплетении;
6. Самостоятельно создавать эскиз, составлять схему изделия;
Итоговая реализация программного материала
Производится 1 раз в квартал. В декабре- выставка работ. В марте- мастер-класс с мамами.
Учебно-тематический план на среднюю группу
месяц
Тема занятий Кол-во занятий
всего теория практика
сентябрь 1. Введение в бисероплетение.
2. Цветоведение и композиция. Бисерная азбука.
3-4. Низание цепочек и браслетов. Бисерная азбука. 30
30
60 15
10
10 15
20
50
октябрь 1. Фенички. Простая цепочка.
2. Фенички. Цепочка с бугорками.
3. Фенички. В крестик.
4. Фенички. В крестик. 30
30
30
30 10
10
10
10 20
20
20
20
ноябрь 1. Плосктие фигуры. Ваза.
2. Плоские фигуры. Матрешка.
3. Плоские фигуры. Рыбка.
4. Плоские фигуры. Ягодка. 30
30
30
30 10
10
10
10 20
20
20
20
декабрь 1. Елочные игрушки. Елочка.
2. Елочные игрушки. Снеговик.
3. Елочные игрушки. Шарик.
4. Елочные игрушки. Снежинка. 30
30
30
30 10
10
10
10 20
20
20
20
январь 1-2. Фенички. Цепочка «Крестик».
3-4. Фенички. Цепочка «Зигзаг» 60
60 10
10 50
50
февраль 1. Плоские фигуры. Сердечко
2-3. Плоские фигуры. Медаль для папы.
4. Цветочек для мамы. 30
60
30 10
10
10 20
50
20
март 1. Цветочек для мамы.
2-4. Весенняя фантазия. Бусы. 30
90 10
10 20
80
апрель 1-3. Пасха. Познакомить с историей праздника. Вспомнить плетение «в крестик». Пасхальное яйцо.
4. Весеннее солнце.
90
30 15
10 75
20
май 1. Насекомые. Божья коровка.
2. Насекомые. Стрекоза.
3-4. Насекомые. Бабочка. 30
30
60 10
10
10 20
20
50
Итого 36 занятий 18 часов 4 ч
30 мин 13 часов
30 мин
Содержание изученного курса
Месяц Краткое содержание Материал
сентябрь 1. Введение в бисероплетение.
а) рассказать об истории возникновения бисероплетения;
б) правила техники безопасности при работе;
в) знакомить с инструментами и организацией рабочего места;
2. Цветоведение и композиция. Бисерная азбука.
а) учить правильно подбирать цвета при выполнении работы из бисера и бусин;
б) познакомить с понятием «композиция»;
в) демонстрация схем и их разбор;
3-4. Низание цепочек и браслетов. Бисерная азбука.
знакомство со схемами (как их читать) - теоретический материал, иллюстрации;
- инструменты (ножницы, проволока) необходимые для работы;
- бисер и бусины разных цветов и размеров;
- схемы;
- схемы;
- проволока;
- бусины;
октябрь 1. Фенички. «Простая цепочка»
а) знакомство с плетением;
б) изготовление изделия;
2. Фенички.»Цепочка с бугорками»
а) знакомство с плетением;
б) изготовление изделия;
3-4. Фенички. «В крестик»
а) знакомство с изделием;
б) изготовление изделия;
- проволока;
- бусины;
- застежки;
ноябрь 1. Плоские фигуры. Ваза.
а) знакомство со схемой изделия и его разбор;
б) плетение изделия;
2. Плоские фигуры. Матрешка.
а) знакомство со схемой изделия и его разбор;
б) плетение изделия;
3. Плоские фигуры. Рыбка.
а) знакомство со схемой изделия и его разбор;
б) плетение изделия;
4. Плоские фигуры. Ягодка.
а) знакомство со схемой изделия и его разбор;
б) плетение изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
декабрь 1. Елочные игрушки. Елочка.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
2. Елочные игрушки. Снеговик.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
3. Елочные игрушки. Шакрик.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
4. Елочные игрушки. Снежинка.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия; - проволока;
-бусины;
- схема изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
январь 1-2. Феничка. Цепочка «Крестик».
а) знакомство с плетением;
б) изготовление изделия;
3-4. Фенички. Цепочка «Зигзаг»
а) знакомство с плетением;
б) изготовление изделия; - проволока;
-бусины;
- схема изделия;
февраль 1. Плочкие фигуры. Сердечко.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
2-3. Плоские фигуры. Медаль для папы.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
4. Цветочек для мамы.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия; - проволока;
-бусины;
- схема изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
март 1. Цветочек для мамы.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
2-4. Весенняя фантазия. Бусы.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
апрель 1-3. Пасха. Познакомить с историей праздника. Вспомнить плетение «в крестик». Пасхальное яйцо.
а) беседа о празднике «Пасха»;
б) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
в) плетение изделия;
4. Весеннее солнце.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
- иллюстрации
пасхальных яиц;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
- весенние заклички (о солнышке)
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
май 1. Насекомые. Божья коровка.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
2. Насекомые. Стрекоза.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
3-4. Насекомые. Бабочка.
а) знакомство со схемой изделия и самим изделием и его разбор;
б) плетение изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
- проволока;
-бусины;
- схема изделия;
Учебно-тематический план на старшую группу
месяц Тема занятий Кол-во часов
всего теория практика
Октябрь 1-3. Брошка. Кленовый лист.
4-6. Объемная фигурка. Мышь.
7-8. Объемная фигурка. Кораблик.
90
90
60
10
10
10 80
80
50
Ноябрь 1-3. Объемная фигурка. Пчела.
4-7. Объемная фигурка. Пингвин.
8. Плоская фигурка. Снежинка.
90
120
30 10
10
10 80
110
20
Декабрь 1. Плоская фигурка. Снежинка.
2-3. Объемная фигурка. Елочка.
4-6. Объемная фигурка. Дед Мороз.
7-8. Объемная фигурка. Снегурочка. 30
60
90
60 10
10
10
10 20
50
80
50
Январь 1-3. Объемная фигурка. Ангел.
4-5. Объемная фигурка. Лягушка.
6. Объемная фигурка. Цыпленок.
90
60
30 10
10
10 80
50
20
Февраль 1. Объемная фигурка. Цыпленок.
2-3. Объемная фигурка. Краб.
4-6. Объемная фигурка. Обезьянка.
7-8. Объемная фигурка. Ромашка.
30
60
90
60 10
10
10
10 20
50
80
50
Март 1. Объемная фигурка. Ромашка.
2-4. Объемная фигурка. Летучая мышь.
5-7. Объемная фигурка. Собачка.
8. Объемная фигурка. Божья коровка. 30
90
90
30 -
10
10
10 30
80
80
20
Апрель 1. Объемная фигурка. Божья коровка.
2-4. Объемная фигурка. Кошка.
5-7. Объемная фигурка. Черепаха.
8. Объемная фигурка. Дельфин. 30
90
90
30 -
10
10
10 30
80
80
20
Май 1-3. Объемная фигурка. Дельфин.
4-5. Объемная фигурка. Корзинка.
6-8. Объемная фигурка. Яблоки. 90
60
90 -
10
10 90
50
80
Итого 62 занятия 31 час 4 часа 20 мин 27 час.
20 мин
Содержание изучаемого курса
месяц Краткое содержание материал
Октябрь 1-3. Брошка. Кленовый лист.
а) Познакомить с бисером;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделий;
2-6. Обьемная фигурка. Мышь, Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
7-8. Обьемная фигурка. Кораблик.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
- бисер нескольких цветов, разных размеров и материалов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Ноябрь 1-3. Объемная фигурка. Пчела.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
4-7. Объемная фигурка. Пингвин.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
8. Плоская фигурка. Снежинка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
- бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Декабрь 1. Плоская фигурка. Снежинка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
2-3. Объемная фигурка. Елочка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
4-6. Объемная фигурка. Дед Мороз.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
7-8. Объемная фигурка. Снегурочка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
- бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Январь 1-3. Объемная фигурка. Ангел.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с историей праздника «Рождество»;
б) Познакомить с новой техникой плетения;
в) Техника безопасности при работе;
г) Демонстрация изделия;
4-5. Объемная фигурка. Лягушка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
6. Объемная фигурка. Цыпленок.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия; - бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
- бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Февраль 1. Объемная фигурка. Цыпленок.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
2-3. Объемная фигурка. Краб.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
4-6. Объемная фигурка. Обезьянка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
7-8. Объемная фигурка. Ромашка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
- бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Март 1. Объемная фигурка. Ромашка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с историей праздника «8 Марта»;
б) Познакомить с новой техникой плетения;
в) Техника безопасности при работе;
г) Демонстрация изделия;
2-4. Объемная фигурка. Летучая мышь.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
5-7. Объемная фигурка. Собачка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
8. Объемная фигурка. Божья коровка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
- бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Апрель 1. Объемная фигурка. Божья коровка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
2-4. Объемная фигурка. Кошка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
5-7. Объемная фигурка. Черепаха.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
8. Объемная фигурка. Дельфин.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
- бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Май 1-3. Объемная фигурка. Дельфин.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
4-5. Объемная фигурка. Корзинка.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
6-8. Объемная фигурка. Яблоки.
Организация рабочего места.
а) Познакомить с новой техникой плетения;
б) Техника безопасности при работе;
в) Демонстрация изделия;
- бисер нескольких цветов;
- схема изделия;
- инструменты
(ножницы, проволока)
необходимые для работы;
Литература:
1. Е. В. Данкевич, А. И. Григорьева. Бисер. - М. : Астрель; СПб. :Сова,
2010.- 96 с. : ил.
2. Ф. Майклер, Т. Беккер, С. Кох. Чудесный бисер. - Харьков Белгород: Изд. «Клуб семейного досуга». 2012.
3. Журнал «Бисероплетение» (от азов- к мастерству) – Россия. №2, 2012г.
4. С. Бернхем, С. Уизерс. Энциклопедия бисероплетения. - Изд. АСТ, Астрель: 2015-160с.
5. Романова Л. А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
6. Ляукина М. В. Бисер : Техника. Приемы. Изделия. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
7. Виноградова Е. Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000.
8. Морас И. Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – АРТ-Родник, 2008.
9. Гусева Н. А. 365 фенечек из бисера. – М. : Айрис-пресс, 2003.
10. Белов Н. В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007.