Юлия Харькова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие коллеги! Доброго времени суток всем.
В каждом дошкольном учреждении есть бесплатные кружки, к которым мы воспитатели пишем программы. Предлагаю Вам программу своего кружка "Весёлая математика" Может кому то пригодится.
дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Веселая математика»
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Веселая математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Программа «Весёлая математика» ориентировано на развитие математических способностей детей 5-6 лет, осуществляемое в двух направлениях:
- систематизация и учет математических знаний, полученных их разных источников (игры, общения, предыдущего обучения и т. д.);
- организация кружковой работы с детьми по освоению содержания Программы для детей 5-6 лет. Продолжительность занятия 25 минут.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общения, самостоятельной деятельности детей.
Цели Программы:
- раскрытие основных направлений математического развития детей 5-6- лет.
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития у детей предпосылок учебных действий, введение детей в мир математической логики, формирование теоретического мышления, развитие математических способностей;
- введение ребёнка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, экспериментирование.
Задачи Программы
- развивать потребность активно мыслить;
-создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
-приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- развивать логическое мышление;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности
(игре, общении и т. д.);
-формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);
- приобретать навыки работы с нестандартным дидактическим средствам (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и др.).
Методы работы
1. Словесный (беседа, рассказ);
2. Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
3. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Формы работы:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:
-Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Счетные палочки.
- мелкий счетный материал.
- разрезные картинки.
- магнитная доска и мн. др.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма организации занятия: групповая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы «Веселая математика»
Содержание 5-6лет
Продолжительность учебного года Сентябрь–август (01.09.2017-31.08.2018г. г.)
Продолжительность учебного процесса 46 недель
Объем 46 часов
Дни занятий четверг
Планируемые результаты:
В организации работы использовалась программа Е. В. Колесниковой «Математика для детей». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Данная программа способствует развитию:
• Количество и счет,
• Ознакомление с геометрическими фигурами,
• Определение величины.
• Ориентировка во времени и в пространстве.
• Решение логических задач.
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
«Веселая математика» социально-педагогической направленности
Календарный учебный график
№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Повторение и закрепление.
Число и цифра 1, величина, логическая задача на установление
закономерности, знакомство с первым месяцем осени. 1
2 Повторение и закрепление.
Число и цифра 2, знаки +,=, соотнесение предмета и
геометрической фигурой, ориентировка на листе 1
3 Повторение и закрепление
Числа 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой,
логическая задача на установление закономерности, квадрат,
выкладывание квадрата из счётных палочек 1
4 Повторение и закрепление
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов
и цифр, работа в тетради в клетку, круг. Работа с палочками
Кюизенера. 1
5 Число 5, Количество и счёт, ориентировка во времени
Числа 1,2,3,4,5, знаки +, =, независимость числа от величины
предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача
на установление несоответствия, знакомство с названием месяца
октябрь. 1
6 Число 6, Количество и счёт, величина
Число и цифра 6, знаки +, =, сложение числа 6 из двух меньших,
логическая задача на установление закономерностей, понятия
«длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий» 1
7 Число 6, Количество и счёт, геометрические фигуры.
Числа и цифры 4,5,6, знаки <, >, =, независимость числа от
расположения предметов, квадрат, треугольник. 1
8 Число 6, Количество и счёт, логическая задача.
Числа и цифры 4,5,6, установление соответствия между числом,
цифрой и количеством предметов, загадки, логическая задача.
Работа с палочками Кюизенера. 1
9 Числа 1,2,3,4,5,0
Количество и счёт, ориентировка во времени и в пространстве
Числа и цифры 1,2,3,4.5.0, знак -, логическая задача на установление
закономерностей, геометрические фигуры, знакомство с
месяцем - ноябрь 1
10 Числа и цифры 0,4,5,6.
Количество и счёт, ориентировка во времени и в пространстве,
логическая задача. Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи,
установление равенства между двумя группами предметов,
соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -, <, >, понятия
«слева», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух
похожих рисунках. 1
11 Число и цифра 7,
Количество и счёт, геометрические фигуры, величина. Число и цифра
7, знаки -, +, порядковый счёт, выкладывание прямоугольника из
счётный палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата
на 2, 4 части. 1
12 Числа и цифры от 1 до 7,
Количество и счёт, ориентировка во времени. Числа и цифры от 1 до 7,
сложение числа 7 из двух меньших, дни недели. Ориентировка на листе
бумаги. Работа с палочками Кюизенера. 1
13 Числа и цифры от 1 до 8.
Количество и счёт, ориентировка во времени. Числа и цифры от 1 до 8,
знаки -, +, знакомство с названием месяца – декабрь, логическая задача
на установление закономерностей. 1
14 Количество и счёт, величина.
Порядковый счёт, сложение 8 из двух меньших, величина – деление
предмета на 4 части. 1
15 Количество и счёт, ориентировка в пространстве, геометрические
фигуры.
Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая
задача на установление закономерностей. Работа с блоками Дьенеша. 1
16 Количество и счёт, ориентировка в пространстве,
геометрические фигуры.
Знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник,
треугольник, квадрат, круг, порядковый счёт. 1
17 Числа и цифры от 1 до 9,
Количество и счёт, ориентировка, во времени, логическая задача.
Числа и цифры от 1 до 9, логическая задача на установление
закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени –
дни недели, знакомство с месяцем – январь.
Работа с палочками Кюизенера. 1
18 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры.
Порядковый счёт, сравнение смежных чисел, квадрат.
Работа с блоками Дьенеша. 1
19 Число 10, геометрические фигуры.
Число 10, выкладывание трапеций из счётных палочек, лодки, работа
в тетради в клетку, нахождение различий в двух одинаковых рисунках.
Знакомство с названием месяца – февраль. 1
20 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры.
Цифры от 1 до 10, сложение число 10 из двух меньших, логическая
задача, круг, трапеция, треугольник, квадрат. Работа с палочками
Кюизенера. 1
21 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры.
Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -, работа в
тетради в клетку. Работа с блоками Дьенеша. 1
22 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры.
Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счёт, логическая
задача на анализ и синтез, работа со счётными палочками. 1
23 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка
в пространстве.
Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из
двух меньших, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку,
круг, прямоугольник. Знакомство с название – март. 1
24 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка
во времени, задача.
Установление соответствия между цифрой и количеством предметов,
знаки <,>, ориентировка во времени – дни недели, задача, на
установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник,
трапеция. 1
25 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка
во времени, задача.
Решение задача на сложение и вычитание, логическая задача на анализ
и синтез, четырёхугольники, шестиугольник. Работа с блоками Дьенеша. 1
26 Количество и счёт, величина, геометрические фигуры, величина.
Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом
и цифрой, ориентировка во времени – части суток, работа в тетради,
треугольники, понятия «большой», «поменьше», «самый маленький».
Работа с палочками Кюизенера. 1
27 Количество и счёт, величина, ориентировка во времени, задача.
Решение задачи, отгадывание загадки, порядковый счёт, времена года.
Знакомство с месяцем – апрель. Работа с блоками Дьенеша. 1
28 Количество и счёт, величина, ориентировка в пространстве, задача.
Решение математической загадки, сложение числа 10 их двух меньших,
ориентировка на листе, логическая задача на анализ и синтез, круг, овал,
треугольник. 1
29 Количество и счёт, величина, ориентировка геметрические фигуры задача.
Составление условных схем к задачам, логическая задача на установленоие
закономерностей, Работа с палочками Кюизенера. 1
30 Количество и счёт, логические упражнения.
Порядковый счёт, решение математической загадки, ориентировка в
пространстве, работа в тетради в клетку. 1
31 Количество и счёт, логические упражнения.
Сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ и
синтез предмета сложной формы, треугольник, круг, трапеция,
составление из счётных палочек. Знакомство с месяцем – май. 1
32 Количество и счёт, лабиринты.
Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством
предметов, закрепление знаний о месяцах, стихи о цифрах от 1до 10.
Лабиринты Воскобовича. 1
33 Количество и счёт, ориентировка на листе бумаги, логическая задача.
Повторит знания о цифрах от 1 до 6, сложение их из двух меньших,
ориентировка в пространстве. Работа с блоками Дьенеша. 1
34 Количество и счёт, геометрические фигуры, логические задачи
Соотнесение количества предметов с цифрой, счёт по образцу, сравнение
реальных предметов с геометрическими телами, развитие внимания. 1
35 Дидактические игры
Работа с палочками Кюизенера. Развитие внимания, сравнение двух
одинаковых рисунков, задачи по иллюстрациям на вычитание,
составление условно-схематических моделей к задачам, 1
36 Дидактические игры
Лабиринты Воскобовича. Логические задания с геометрическими
фигурами, игры в «судоку», ориентировка на листе бумаги. 1
37 Дидактические игры
Работа с блоками Дьенеша. Найти отличия в двух рисунках, задачи
по иллюстрациям на сложение, составление условно-схематических
моделей к задачам, 1
38 Математический квест
По плану воспитателя. 1
39 Дидактические игры
Работа с палочками Кюизенера. Развитие внимания, сравнение
двух одинаковых рисунков, задачи по иллюстрациям на вычитание,
составление условно-схематических моделей к задачам, 1
40 Дидактические игры
Лабиринты Воскобовича. Логические задания с геометрическими
фигурами, игры в «судоку», ориентировка на листе бумаги. 1
41 Дидактические игры
Работа с блоками Дьенеша. Найти отличия в двух рисунках, задачи по
иллюстрациям на сложение, составление условно-схематических
моделей к задачам, 1
42 Математический квест
По плану воспитателя. 1
43 b]Дидактические игры[/b]
Работа с палочками Кюизенера. Развитие внимания, сравнение двух
одинаковых рисунков, задачи по иллюстрациям на вычитание,
составление условно-схематических моделей к задачам, 1
44 Дидактические игры
Лабиринты Воскобовича. Логические задания с геометрическими
фигурами, игры в «судоку», ориентировка на листе бумаги. 1
45 Дидактические игры
Работа с блоками Дьенеша. Найти отличия в двух рисунках, задачи
по иллюстрациям на сложение, составление условно-схематических
моделей к задачам, 1
46 Математический квест
По плану воспитателя. 1
Программно-методическое обеспечение
Программы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Методические пособия:
1. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2014.-64с.
2. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет: Учебно-методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2014.-80с.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2014.-88с.
4. Колесникова Е. В. обучение решению арифметических задач. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
5. Логические блоки Дьёнеша
Библиографический список литературы
1. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. - 32 с.
2. Бутмелёва И. Тестовые задания для детей 5-6 лет (логика) – М. : ООО «Хатбер-пресс» 2012 г. - 20 с.
3. Жилинская А. В. Курс занимательных заданий для детей 5-6 лет. Издательство Эксмо. 2017 г. – 136 с.
4. Заболотная Э. Н. (тесты 4-5 лет для детей по математике) – М. : ООО «Издательство «Фламинго» 2015 г. – 20 с.
5. Заболотная Э. Н. (тесты 5-6 лет для детей по математике) – М. : ООО «Издательство «Фламинго» 2015 г. – 20 с.
6. Гурянова Ю. Ю. Лучшие головоломки для маленьких вундеркиндов. – М. : ООО Издателство «Дом ХХI век, 2007 г. - 214 с.
7. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009г. – 80 с.
8. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» - М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
9. Корепанова, М. В. Моя математика для детей 5-7 лет. - М. : Баласс, 2014. - 80 с.
10. Маханева, М. Д. Математика от 0 до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 48 c.
11. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два ступенька. В 2-х т. Т. 1. Раз - ступенька, два ступенька. Математика для детей 5-6 лет - М. : Ювента, 2013. - 64 c.
12. Смирнова Е. В. Занимаемся с мамой. Для детей 5-6 лет. Издательство Эксмо. 2017 г. – 64 с.
13. Султанова М. Тесты по математике для детей 5-6 лет (решение задач) – М. : ООО «Хатбер-пресс» 2016 г. – 20 с.
14. Серия «Солнечные ступеньки»:
• Вычитаем и складываем
• Пройди лабиринт
• Ребусы, игры, головоломки
• Знакомство с клетками
• Логика
• Найди противоположность
15. Шевелев К. В. Тесты задания по математике детям 5-6- лет. Издание Ювента, 2012. – 32 с.
16. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. - М. : ВАКО, 2007.- 208 с.