Светлана Никулина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По дороге к азбуке» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „По дороге к азбуке“» размещена в разделах
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СаНПип 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций».
7. Образовательная программа дошкольного образования филиала №1 «Чебурашка» МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак.
Содержание программы определяется в рамках социально-педагогической направленности.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка. На основе этого была организована программа дополнительного образования «По дороге к Азбуке» по обучению дошкольников грамоте.
Актуальность
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Отличительные особенности программы
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Программа дополнительного образования разработанная для детей 4-5 лет является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач.
Адресат программы. Программа предназначена для работы с детьми
4 -5 лет с разным уровнем речевого развития.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Речь – одна из важных линий ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а так же играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни? В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным («большой – маленький», «сладкий – кислый») и близким ( синонимы: «снег – снеговик – снежн
ый – снежок») значениями, употребляют общие слова («фрукты», «овощи», «игрушки», «мебель»). К пяти годам количество слов которыми оперирует ребёнок, составляет около 3000.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – не правильно. Типична и обратная замена звуков («шапка» - «сапка», «жук» - «сук» и т. д.).
У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ([р], [л], что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с этим отмечаются особые чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов («красный шар», «красная шапка»); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).
Речь становиться связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.
Дошкольники овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые – прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи – задачи, которые родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается семей, где есть дети с нарушениями речевого развития.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Объём и срок освоения программы.
Программа «По дороге к азбуке» для детей 4-5лет рассчитана на 1 год обучения (28 учебных недель). Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью не более 20 минут.
Формы работы с детьми: очная, групповая.
Одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий. Количество детей в группе может быть 25 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «По дороге к азбуке» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.
Время, отведенное для работы в режиме дня данной возрастной группы не должно превышать 20 минут. Дополнительная образовательная деятельность проводится во второй половине дня каждый четверг в средней группе.
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:
- Игры по совершенствованию артикуляционного аппарата и формированию фонематического слуха; (3 минуты).
- Игровые моменты на совершение движений мелкой и общей моторики, (или дыхательная гимнастика); (3 минуты).
- Открытие новых знаний и умений (8 минут); по обогащению словарного запаса.
- Развивающее задание (игра); (3 минуты).
- Итог занятия (2 минуты).
Занятие строится в форме единой сюжетной линии.
Технологии работы:
• Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
• Дыхательные и фонопедические упражнения.
• Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
• Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
• Упражнения на расслабление (релаксация).
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы : создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. Укреплять речевые мышцы. Формировать правильное звукопроизношение.
2. Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие, фонематический слух; развивать движения кистей и пальцев рук; способствовать развитию правильного речевого дыхания; интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра); развитие словаря.
3. Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных
упражнений, развивать активность, усидчивость, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.
1.3 Содержание программы
1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
3. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
4. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Основные принципы при разработке программы
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической приме-нимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до-школьниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Учебный план
№
п/
п Месяц Название образовательной деятельности Количество часов
1 Октябрь НОД 4
2 Ноябрь НОД 5
3 Декабрь НОД 4
4 Январь НОД 3
5 Февраль НОД 4
6 Март НОД 4
7 Апрель НОД 4
1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:
У детей наблюдается:
• стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом;
• координированные движения органов артикуляции, укрепление речевых мышц;
• коррекция звукопроизношения;
• развитие просодической стороны речи;
• формирование слоговой структуры слова;
• коррекция лексико-грамматической стороны речи;
• формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
№ п-п Месяц Форма образовательной деятельности Тема
Занятия Количество часов
1. Октябрь Групповая
НОД №1 «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
НОД №2 Повторение
НОД №3 «Знакомство с домиком Язычка»
НОД №4 Повторение 4
2. Ноябрь Групповая
НОД №1 «В гостях у Язычка»
НОД №2 Повторение.
НОД №3 «Прогулка язычка»
НОД №4 Повторение
НОД №5 «Загадки» 5
3. Декабрь Групповая
НОД №1 «Друзья Язычка. Возвращение домой»
НОД №2 Повторение
НОД №3 «Язычок в гостях у Свистящей семейки»
НОД №4 Повторение 4
4. Январь Групповая
НОД №1 «Язычок в гостях у Шипящей семейки»
НОД №2 Повторение
НОД №3 «В гостях у братьев Л, Ль» 3
5. Февраль Групповая
НОД №1 «В гостях у братьев Р, Рь»
НОД №2 Повторение
НОД №3 «Язычок на Поляне скороговорок»
НОД №4 «Весёлый язычок»
4
6. Март Групповая
НОД №1 «Язычок в гостях у Свистящей семейки»
НОД № 2 Повторение
НОД №3 «Язычок в гостях у Шипящей семейки»
НОД № 4 Повторение 4
7. Апрель Групповая
НОД № 1 «Прогулка язычка»
НОД № 2 Повторение
НОД №3 «Сказка руками»
НОД №4 Открытое итоговое занятие
2.2 Условия и реализация программы
Образовательная деятельность в рамках данной программы проводится в помещении возрастной группы, кабинете учителя - логопеда, который оснащен необходимым оборудованием и пособиями.
При проведении образовательной деятельности используются:
• ТСО (ноутбук, проектор, экран);
• разработки занятий, игр;
• предметные игрушки;
• доска;
• природный материал (шишки, грецкие орехи);
• бельевые прищепки;
• демонстрационные карточки, изображающие органы артикуляции;
• пособие «Домик звуков»;
• демонстрационные (раздаточные) карточки с изображениями гласных звуков;
• массажные ежики.
2.2 Форма отчетности
- аналитический материал по итогам проведения диагностики (протоколы, диагностические карты);
- открытые занятия;
- журнал посещаемости;
- фото;
-грамота, диплом;
2.3 Методические материалы
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «По дороге к азбуке» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.
Время, отведенное для работы в режиме дня данной возрастной группы не должно превышать 20 минут. Дополнительная образовательная деятельность проводится во второй половине дня каждый четверг в средней группе.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, упражнение, мотивация, убеждение, поощрение, стимулирование.
Формы организации образовательной деятельности: групповая, очная. А так же: беседа, игра, упражнения, загадки, чистоговорки, стихи, задания на внимательность.
Педагогические технологии:
-технологии группового обучения;
-технологии развивающего обучения;
-технологии проблемного обучения;
-технологии игровой деятельности;
-коммуникативная технология обучения;
-здоровьесберегающая технология;
-технология образа и мысли;
Дидактические материалы.
-раздаточный материал;
-игровые упражнения и задания;
-наглядный материал;
-диагностический инструментарий для проведения диагностики
(Автор-составитель Т. П. Ничепорчук)
2.4 Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
2. Образовательная программа дошкольного образования филиала №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок».
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
4. Дурова, Н. В. Фонематика. – М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002
5. Кныш, В. А., Комар, И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009
6. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»).
7. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001
8. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Артикуляционная пальчиковая гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения – Москва, Издательство ГНОМ, 2013