Анна Никотина
Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Фиксики». Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ФИКСИКИ»
Направленность программы : научно-техническая
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Никотина А. А.
Москва, 2018 год
Пояснительная записка.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности „Фиксики“, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Программа «ФИКСИКИ» дополнительного образования дошкольников направлена на формирование научно- технических знаний, развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству. Уровень освоения программы- ознакомительный уровень. Программа создана для детей 6-7 лет; срок освоения программы 1 год; Прогамма рассчитана на 2 занятия в неделю.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ребенку необходимо в дошкольном учреждении овладеть основами, которые формируют предпосылки к учебной деятельности. В первую очередь важна инициатива и самостоятельность, когда ребенок способен выбирать себе род занятий и партнеров, умеет организовывать свою деятельность, умеет воплощать свои замыслы. Актуальность программы состоит в том, что для успешного обучения в школе, понимания учебного материала, обучение по программе «ФИКСИКИ» помогает сформировать у дошкольников следующие составляющих мышления:
элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенного и др. ;
Поэтому в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развиваются уверенность в себе и своих силах, положительное отношение к себе и к другим, умение подчиняться нормам и правилам. Так же развивается воображение и творчество, крупная и мелкая моторика, любознательность и склонность к экспериментированию, наблюдению, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления. Программа «ФИКСИКИ» отвечает концепции модернизации российской системы образования, где подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Цель программы : формирование научно-технических знаний, развитие творческих, познавательных, изобретательских и профессиональных способностей через приобщение к техническому творчеству.
Задачи:
Обучающие:
— развивать познавательную компетентность у детей;
— развивать организаторскую компетентность.
— развивать умение пользоваться простейшими инструментами
— способствовать развитию конструкторской деятельности
— развивать твёрдость руки, технические навыки
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
— формировать потребность в самоорганизации, аккуратность
— трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность.
Развивающие:
— развивать логическое и техническое мышление;
— развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, не требует предварительной подготовки. Продолжительность программы- 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю и проводятся группой по 10-12 человек и строятся на следующих принципах:
Доступность (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Поэтапность (последовательность);
Динамичность (от простого к сложному).
Ожидаемые результаты к концу года у детей:
Сформируется интерес к творческой инженерно-технической деятельности;
Научатся читать схемы и реализовывать их в пространстве;
Научатся оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений;
Научатся конструировать и моделировать объекты, опираясь на их графические изображения:
Повысится уровень активности и инициативности детей;
Повысится уровень готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
2. Содержание программы
2.1. Учебно – тематический план
2.2. Содержание учебного плана
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы : проведение открытых занятий.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы :
В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Как основному методу обучения дошкольников, преимущество отдаётся игре, творчеству и экспериментированию. Особое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
Методическое обеспечение программыпрограммы :
Конструкторы: ЛЕГО
Конструктор ТИКО: «Малыш», «Фантазер», «Шары», «Школьник»
Конструктор ЗНАТОК (34 схемы)
Развивающая доска «Шестеренки»,
Бумага, карандаши, наклейки
Альбомы схем и чертежей.
Список литературы:
В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб. : Детство-Пресс, 2010.
М. С. Аромштам, О. В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М. : «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб. : Речь, 2007.
И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб. : ООО НПО РАНТИС, 2016.
И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб. : ООО НПО РАНТИС, 2016.
И. В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб. : ООО НПО РАНТИС, 2016.
И. В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб. : ООО НПО РАНТИС, 2016.
Золотарева А. В., Терещук М. Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ»/ / Москва, Аркти, 2013.
Габова М. А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»//Москва, Издательство Юрайт, 2017
Вахрушева Л. Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста»//Москва, Форум, 2012.
Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»//Москва, Российский университет дружбы народов, 2013.
Венгер Л. А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» /Дошкольное воспитание 1982г. №3
Брофман В. В. «Архитектурная школа Папы Карло» - М., 2001
Никитин Б. П. «Ступеньки творчества» - Москва, Самокат, 2017